Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

В Москве состоялась презентация альбома-каталога «Русские иконы Синая»

В Москве состоялась презентация альбома-каталога «Русские иконы Синая»
Версия для печати
16 января 2017 г. 14:27

12 января 2017 года в актовом зале храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове состоялась презентация уникального издания — альбома «Русские иконы Синая», выпущенного Издательством Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Издание подготовлено при финансовой поддержке Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова и Фонда «Русский мир».

Культурные памятники русского происхождения — иконы, произведения декоративно-прикладного искусства XVI — начала XX века — занимают особое место в синайской сокровищнице, однако никогда прежде они не были предметом научного описания и анализа. Предпринятое коллективом авторов исследование значительно расширяет и конкретизирует представление о многовековых конфессиональных и культурных связях Синая и России, позволяет сделать аргументированные выводы о «беспрецедентной по своим масштабам поддержке, которую Россия на протяжении веков оказывала монастырю св. Екатерины, обеспечивая непрерывную традицию монашеской жизни на Синае», как отмечается в аннотации к изданию.

«Лучшей книгой года» назвал издание главный редактор Издательства Московской Патриархии, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове протоиерей Владимир Силовьев. По его словам, благодаря этой коллективной монографии «мало исследованный пласт русского искусства, который оказался за границей изучения, теперь открывается нам». О. Владимир отметил, что изучаемый комплекс памятников во многом состоит из даров русских царей Синайской обители.

Председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации при Московской Патриархии протоиерей Леонид Калинин дал высокую оценку новому изданию и подчеркнул его особое значение для современных иконописцев. По его словам, церковные художники сегодня могут обращаться к памятникам русского искусства, хранящимся на Синае, как к «эталонам». «Синайское наследие дает точку опоры… становится путеводной звездой» для тех, кто посвящает сегодня Церкви свое художественное творчество, отметил священник. Синай — это то место, которое связывает «нашу православную традицию с древним раннехристианским искусством», где сохранились «все иконографические подходы», отметил протоиерей. «Современное искусство обогатилось благодаря синайскому наследию», — заключил он.

Протоиерей Антоний Ильин, советник руководителя фонда «Русский мир», говорил о духовном значении Синая как о месте явления силы Божией, особом месте поклонения христиан. «Синай интегрировал в себе много важного», в том числе — сокровища русского искусства, которым посвящено новое издание. «Благодаря этой книге мы стали немного ближе к тайне Синая», — сказал отец Антоний, выразив надежду на то, что исследователи продолжат изучать русское наследие этой обители. Фонд «Русский мир», по его словам, готов этому способствовать.

На это надеется также руководитель проекта и редактор-составитель, ученый секретарь Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМИАР) Н.И. Комашко. Она сообщила, что группе российских ученых, работавших над новым изданием, удалось описать «ровно половину» русского собрания Синайской обители (в том числе — 70 икон). «Остальное нам пока было недоступно» — это связано с ограниченностью времени работы, с тем, что группа из России оказалась в обители накануне Страстной седмицы, когда братия монастыря особенно занята. Однако она подчеркнула, что синайские монахи с радостью встретили российских ученых, всячески помогали им в работе, «пустили в те места, куда и сами синаиты редко заходят». Увидев результаты труда экспедиции — новое издание, насельники обители заверили, что готовы к дальнейшему сотрудничеству и крайне заинтересованы в нем. Это связано отчасти с тем, что на Синае готовится переоборудование монастырской ризницы: будет усовершенствовано хранение, установлен климат-контроль и т.д. 

Н.И. Комашко рассказала о своеобразии русского собрания Синая. Одна из главных его особенностей в том, что иконы и художественные ценности попадали сюда «естественным путем»: не в результате перепродаж и т.д., как это бывает со многими памятниками, а как дары и пожертвования русских царствующих особ, вельмож, купцов и духовных лиц. Документальные свидетельства об этом сохранились, часть из них — жалованные царские грамоты — опубликована в новой книге. Кроме того, ученые сделали вывод о том, что иконы посылались из России на Синай не случайным образом, а в соответствии со специально продуманной программой: речь идет не только о целых иконостасах, но и о группе икон, например, греческого происхождения или корпусе икон недавно прославленных Русской Церковью святых — с тем, чтобы ознакомить с этим синаитов и вместе с ними совершать молитвенное поминовение угодников.

Важно отметить, что, по словам Н.И. Комашко, на Синае к русским иконам «бережно относились, их любили, сохраняли, ценили». Во многом с этим связана еще одна особенность русского собрания на Синае: иконы сохранились в «аутентичном состоянии», многие из них практически никогда не реставрировались, потому что в этом не было необходимости — сухой климат и достаточное освещение не способствовали потемнению олифы (верхнего защитного слоя темперной живописи).

Но есть один сюжет, связанный с реставрацией, которому в книге посвящена отдельная глава, написанная В.В. Игошевым. Как рассказал он на презентации, речь идет о русском монахе Самуиле из Троице-Сергиевой лавры, который в XIX в. занимался укреплением и реставрацией древнейших мозаик VI в. на Синае. Именно ему принадлежит заслуга сохранения этих уникальных памятников, которые в противном случае, учитывая частые землетрясения в этом регионе, не имели шансов дожить до нашего времени.

Генеральный директор ЦМИАР М.Б. Миндлин поблагодарил Издательство Московской Патриархии за блестящее издание, отметив, что оно имеет большое значение для профессионального сообщества. Он подчеркнул также, что книга «Русские иконы Синая» способствует популяризации древнерусского наследия среди широкого круга читателей. Н. Комашко добавила, что благодаря новому изданию, которое стало известно в научном мире, русским собранием Синая заинтересовались и зарубежные ученые.

Издательство Московской Патриархии/Патриархия.ru

Материалы по теме

Русский антиминс: рукописный и печатный [Статья]

В Псково-Печерском монастыре состоялось практическое совещание епархиальных древлехранителей

Патриаршее приветствие участникам совещания епархиальных древлехранителей [Патриарх : Приветствия и обращения]

В реставрационно-хранительском центре Эрмитажа представлена конструкция гробницы святого Александра Невского

В Ташкенте откроется выставка-форум «Радость Слова»

Главный редактор Издательства Московской Патриархии посетил Скадовскую епархию

Главный редактор Издательства Московской Патриархии посетил Махачкалинскую епархию

Издательство Московской Патриархии представляет свои новинки на фестивале книжной культуры в Пензе

Исторический образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» возвращен в Храм Христа Спасителя

Архиепископ Якутский Роман принял участие в открытии выставки «Древнерусская живопись в наследии А.Н. Овчинникова» в Якутске

На базе Московской духовной академии началась стажировка по иконописному образованию

В Курске проходит выставка икон «Лики святых заступников Руси»

В Кубанском государственном университете прошла научно-практическая конференция «Русская Православная Церковь в истории Юга и Северного Кавказа»

Международная научная конференция «Личность в истории Церкви: к 95-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)» прошла в Санкт-Петербургской духовной академии

В Москве прошла конференция, посвященная 500-летию основания Новодевичьего ставропигиального монастыря

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил торжества по случаю десятилетия образования Слуцкой епархии