Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Святейший Патриарх Кирилл привел к присяге нового члена церковного суда Московской (городской) епархии

Святейший Патриарх Кирилл привел к присяге нового члена церковного суда Московской (городской) епархии
Версия для печати
6 января 2025 г. 16:04

6 января 2025 года в Тронном зале Патриарших покоев кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил церемонию приведения к присяге нового члена епархиального суда г. Москвы протоиерея Алексия Круглика.

Настоятель столичного храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках протоиерей Алексий Круглик был назначен секретарем церковного суда Московской (городской) епархии решением Епархиального собрания от 20 декабря 2024 года.

Святейший Патриарх Кирилл в начале церемонии обратился к новому церковному судье: «Всечестной отец Алексий! Епархиальное собрание московского духовенства избрало тебя быть секретарем церковного епархиального суда города Москвы. Прежде начала работы в этом весьма важном для церковной жизни Первопрестольного града органе тебе надлежит принести присягу церковного судьи!»

Затем протоиерей Алексий Круглик подошел к установленному в центре Тронного зала аналою, зачитал текст присяги, поцеловал крест и Евангелие, после чего подписал прочитанный текст.

Подойдя к Святейшему Патриарху, отец Алексий преклонил главу, Предстоятель Русской Православной Церкви окропил его освященной водой, после чего произнес напутственное слово:

«Очень важное священнодействие совершено сейчас. В Церкви, где спасаются не праведники, а грешники, всякое происходит — по неведению, забвению, наущению диавола. Иногда грехи, в том числе тяжкие, совершаются и священнослужителями. Конечно, каждый священнослужитель должен помнить, что бывает, если кто соблазнит одного из малых сих (Мф. 18:6). И, тем не менее, нередко происходят грехопадение, отступление от заповедей, нарушение присяги.

Но для того чтобы судьба таковых священнослужителей решалась не волюнтаристски, не на основе симпатий и антипатий, пусть даже самых высокопоставленных иерархов, но по справедливости, и создан церковный суд, которому при моем Патриаршестве приданы совершенно особые функции. Это реально действующий орган церковного правосудия, на котором лежит невероятная ответственность пред Богом совершать судебные действия справедливо, не погрешая против канонов и заповедей. Потому что справедливость не является синонимом слабости.

У нас есть критерии справедливости: это церковные каноны и наша собственная присяга. Если же происходит инфляция ценностей на уровне церковного суда, то это грозит гибелью для души как подсудимых, так и тех, кто судит. Еще и еще раз скажу: в недавнее советское время церковный суд не играл практически никакой роли, но сегодня мы живем в свободной стране. Никакая государственная власть не управляет Церковью — Церковью управляют Патриарх и Синод. Мы живем по своим законам, по своим канонам, и поэтому многократно возрастает роль церковного суда. И практически не было случая, за, может быть, единственным исключением, когда Патриарх не подписал бы решение церковного суда. Почему это происходит? Потому что Патриарх с доверием относится к церковному судопроизводству, которое осуществляется на основании канонов, на основании очень тщательного исследования дел.

Обращаюсь к Вам, дорогой отец, и ко всем, кто связан с деятельностью церковного суда, с призывом не обременять свою душу грехом неправедного судейства — по знакомству, по каким-то другим причинам. Вы должны быть абсолютно беспристрастны. Когда самого, наверное, выдающегося адвоката России господина Плевако спросили: "А кого Вы не могли бы защищать?", он ответил: "Таких нет". "А самого себя Вы могли бы защищать?" "Да. Если бы по закону меня следовало подвергнуть суду, я бы этому не препятствовал".

Таких, как Плевако, на практике очень мало, но церковный суд должен быть абсолютно беспристрастным, потому что всякая страсть, всякое кумовство, всякое знакомство никак не должны влиять на правосудие. Если же на правосудие будут влиять подобного рода субъективные факторы, то первый, кто пострадает в этой жизни и жизни вечной, — тот человек, на кого возложена огромная ответственность судить своих братьев.

Очень надеюсь, что нынешний состав церковного суда во главе с его руководителем будет именно так и не иначе осуществлять судопроизводство. Ведь в каком-то смысле вы предвосхищаете суд Божий. А что будет, если суд Божий будет против вашего суда? Поэтому суд церковный, совершаемый по церковным канонам, должен быть абсолютно объективным. Никакие знакомства, никакое родство не должны помрачать и толкать на канонические преступления тех, кто в этом суде работает.

К сожалению, еще раз хочу сказать, в советское время вся институция церковного суда была низвергнута. Формально она существовала, но на самом деле нет. Потому что судьбу Церкви решали не в Синоде, а в Совете по делам религий — конечно, не в полной мере, иначе бы от нас ничего не осталось. А сегодня мы совершенно свободны. Мы устрояем свою жизнь по Божественным канонам и законам, в том числе воссоздавая систему церковного судопроизводства, очень важную, потому что Патриарх, накладывая свою резолюцию, должен быть полностью уверен, что церковный суд поступил по совести, по правде, по Божественным законам. Вот это я и желаю Вам, а в Вашем лице — всему церковному суду».

В завершение Святейший Владыка благословил протоиерея Алексия Круглика на труды.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами