Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом
Версия для печати
13 декабря 2024 г. 16:50

В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман (№ 11, 2024, PDF-версия).

Вторжение

— Ваше Высокопреосвященство, в этом году исполнилось 20 лет, как вы вступили на Курскую кафедру. Позвольте от лица редакции поздравить вас и пожелать вам многая и благая лета. Скажите, пожалуйста, ­какими были ваши первые мысли и действия, когда вы узнали о вторжении ВСУ на территорию Курской области?

— Враг уже два с половиной года пытается прорвать нашу оборону на границе. Бывая в южных районах Курской области, я постоянно слышу канонаду. Священники, которые несут в тех местах свое служение, периодически сообщали мне о прорывах границы диверсантами, которых наши военнослужащие успешно выдворяли. И сначала я подумал, что это небольшая группа вэсэушников и их точно так же быстро уничтожат. Но все оказалось страшнее: массированный обстрел города Суджи, танки и множество другой бронетехники, огромное количество беспилотников в небе, уничтожение всей инфраструктуры приграничных селений сменилось вторжением тысяч вооруженных до зубов боевиков. Такой масштаб военных действий противника стал для всех нас неожиданностью.

Жителей Суджи еще на рассвете разбудил рев моторов и лязганье гусениц. Бросились к окнам, а там вражеская техника и боевики, говорящие по-польски и по-французски, стреляют по жилым домам. Поэтому многие, тут же оценив серьезность ситуации, схватили из своего дома что возможно, а некоторые и не успев ничего взять, спешно эвакуировались в сторону Большесолдатского района, удаленного от Суджи на 20 км вглубь Курской области. По дороге машины с беженцами обстреливали вражеские беспилотники, были убитые и раненые. Люди, конечно, натерпелись страха и ужаса, чудом прорываясь в Курск через кордоны ВСУ. Остались на месте те, кто не смогли выехать, в основном пожилые, немощные люди и те, кто думали, что через день-два все закончится и надо просто где-то переждать. Один священник из Суджанского района отказался уезжать (иеро­монах Симеон. — А.Р.). «На кого брошу своих прихожан? — говорил он. — Как я буду смотреть им в глаза?» Сейчас он находится на оккупированной территории и от него нет никаких вестей.

Спасаясь от врага, многие приехали в Курск, и стало понятно, что нужно организовывать прием беженцев, в том числе священнослужителей и монашествующих из Горнальского Николаевского мужского монастыря, позаботиться об их размещении и создании условий для жизни. Монастырь находится в пятистах метрах от границы с Украиной и неоднократно обстреливался врагом. Однако, несмотря на мои призывы уехать оттуда, братия оставались на месте. Их можно понять: они своими руками восстановили монастырь из руин. За последние два года построили еще один храм, установили иконостас, закончили роспись стен. Отреставрировали все корпуса, наладили хорошее монастырское хозяйство. А эвакуировались буквально в последние часы. По дороге наткнулись на боевиков ВСУ: машину обстреляли, и один из насельников был убит. Царство ­Небесное послушнику Сергию!

В Курске мы разместили братию при одном из храмов. Я определил этот храм как подворье Горнальского монастыря. Мы также приняли в Курске 37 священнослужителей, которые вынужденно покинули оккупированные районы (Суджанский, Кореневский, Беловский и Глушковский), оставив там все свое имущество. Те, у кого нет родственников в Курской области или в других регионах страны, кому негде жить, прикреплены к нашим храмам, им помогли найти временное жилье, они получают гуманитарную помощь.

Необходимо было подумать и об остальных беженцах, для которых при каждом храме епархия организовала сбор вещей и продуктов. Дальше все произошло спонтанно. На Тускарной улице в Курске, в молодежном епархиальном отделе, стихийно организовался пункт сбора и раздачи гуманитарной помощи, конечно, под нашим покровительством. Священники, диаконы, сотрудники отдела круг­лосуточно формировали и раздавали пострадавшим гуманитарную помощь. В этом участвовали студенты Курского государственного университета и другие неравнодушные люди. В течение первого месяца мы помогли более чем 25 тысячам беженцев. Я дал задание, чтобы каждый приход (в Курске их 32) постарался разместить хотя бы одну семью в церковном доме или в пригодных для жилья приходских помещениях. В Знаменской роще, где я живу, мы поселили 35 беженцев из Суджанского и Кореневского районов. В мужском монастыре, в Курской Коренной пустыни, в первые недели вторжения нашли приют еще 60 человек. Монастырь их кормит и обеспечивает всем необходимым. Это пожилые люди и семьи с детьми. Дети обучаются по школьной программе дистанционно, причем занятия ведут учителя, также покинувшие оккупированные территории.

— Вы могли бы поделиться опытом и систематизировать действия, которые необходимо предпринять правящим архиереям в аналогичной ситуации?

— Нужно заранее продумать, где разместить беженцев. В первую очередь священнослужителей и членов их семей. И обязательно организовать сбор продуктов питания и одежды, учитывая грядущие холода. Второе — по возможности создать фонд взаимопомощи, чтобы иметь средства для материальной поддержки духовенства и тех, кто обращается с просьбами в храмы. Люди спешно покидали свои дома, лишь бы уцелеть, у кого-то нет денег, документов или одежды. Есть страдающие хроническими заболеваниями, им необходимы лекарства, порой дорогостоящие. Третье — нужно быть на связи с органами местной власти. Как правило, организацией помощи пострадавшим занимается МЧС, в частности, разворачивает пункты временного размещения (ПВР). Слава Богу, благодаря им все нуждающиеся в первые же дни получили кров, трехразовое питание, были зарегистрированы и встали на учет по выдаче необходимых документов для получения материальной помощи от государства.

А епархия за каждым ПВР закрепила священнослужителей, которые регулярно оказывают духовную поддержку, служат молебны и помогают, по возможности, в необходимых нуждах, например покупают лекарства.

В Троицком женском монастыре города Курска мы вместе с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению открыли пункт выдачи гуманитарной помощи. Ежедневно туда обращается свыше тысячи человек. Сотрудники отдела работают очень четко: быстро определяют, какого рода помощь нужна, и стараются помочь как можно скорее. Им помогают волонтеры, среди которых есть и беженцы. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, который беспокоится о нас и постоянно находится в курсе наших проблем, организован общецерковный сбор средств и всего необходимого для беженцев из приграничных районов Курской области. Каждый день мы на связи с управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Воскресенским Григорием. Гуманитарная помощь приходит к нам со всей России. Например, ­существует большая потребность в раскладушках и в спальных принадлежностях. И проблема постепенно решается. Огромная благодарность за это работникам Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и всем, кто в этом участвует. Также благодарю руководство Центральной клинической больницы святителя Алексия, митрополита Московского. Сотрудники больницы работают в курских госпиталях и ПВР.

При Учебном центре больницы открыты курсы обучения добровольцев по уходу за ранеными, а курские священники обучаются тактической медицине.

Хочу поблагодарить также наших священников, которые в критической ситуации проявили себя как настоящие герои. Это протоиерей Евгений Шестопалов (г. Суджа, настоятель Троицкого храма), который, рискуя жизнью, вывез из захваченной врагом Суджи и окрестностей более ста человек (см. об этом материал «Я никогда так не молился» на с. 68, № 11, 2024). Протоиерей Валерий Фурсов служит в Кореневском районе. У него большое хозяйство, за счет которого он живет и содержит храм. Он духовно окормляет наших военнослужащих, которые стоят в том же районе, и помогает им продуктами. И хотя оставаться там опасно, священник говорит: «Как я своих ребят (военных. — А.Р.) оставлю? Кто о них духовно позаботится?» У них с матушкой машина на ходу, и он надеется, что, если ситуация осложнится, успеет уехать. Протоиерей Александр Харин — настоятель Успенского собора в Рыльске, где еще осталось человек пятьсот-шестьсот. Город постоянно обстреливается, но отец Александр отказался уезжать, говорит: «А как же люди? Они же приходят в храм, просят помочь». Он раздает гуманитарную помощь, которая поступает к нему по разным каналам, став для остающихся в городе единственной надеждой и опорой.

Дивеевские подвижницы

— Ваше Высокопреосвященство, позвольте перейти к мирным временам. Расскажите, пожалуйста, о своих встречах с последними дивеевскими насельницами, которые жили в знаменитой обители еще до революции?

— Я родился на Арзамасской земле, и мне посчастливилось застать некоторых из них. В частности, был знаком со схимонахиней Маргаритой (Лахтионовой), у которой в доме хранились вещи преподобного Серафима Саровского, с монахинями Александрой (Фокиной), Магдалиной, Гавриилой и Анной, сестрой матушки Маргариты. Монахиню Серафиму (Булгакову) я тоже хорошо знал, она жила в селе Выездное.

А с матушкой Серафимой (Малыгиной) из села Суворово (20 км от Арзамаса) у меня сложились особенно теплые отношения. Мне было радостно слушать ее наставления.

Еще ребенком она оказалась в монастырском приюте (в конце XIX века), обучалась при художественной мастерской, писала иконы и застала монахинь, которые помнили преподобного Серафима Саровского. А скончалась она в возрасте 93 лет, в 1980-х годах. Кроме того, я хорошо знал блаженную Анну Саровскую. Она жила в маленьком доме со схимонахиней Маргаритой.

Испытав в своей жизни много скорбей, они жили надеждой на возрождение Дивеевского монастыря. Каждая встреча с дивеевскими монахинями была незабываемой. У них был какой-то совершенно особый молитвенный дух и очень искренняя молитва. Выполнение монашеского правила для них было свято. В домик к матушке Маргарите постоянно шли люди, чтобы увидеть вещи святого Серафима и приложиться к ним, как к святыне, и для каждого она находила слова утешения. А меня удивляла в них особая духовная культура, деликатность, тактичность. Даже чай они наливали как-то иначе — красиво, благородно, с достоинством. От общения с ними я испытывал удивительное чувство: все пустые и глупые помыслы от меня отходили, хотелось молиться, на душе была непередаваемая радость и Божия благодать. И, возвращаясь домой, я еще пару дней ощущал себя как бы другим человеком.

— Вы чувствуете сегодня их духовную, молитвенную поддержку?

— Думаю, что да. Во-первых, эти воспоминания согревают душу. Есть ощущение, что они будто бы рядом. Всегда в дни их памяти стараюсь служить панихиды. Знаете, я иногда в молитвах об их упокоении прошу, чтобы и они тоже Бога молили о нас, обо мне. Укрепляюсь их примером, вспоминаю их жизнь, их слова назидания, которые всегда звучали с любовью, с вниманием к молодому человеку, которого они видели и думали, возможно, что я чем-то в дальнейшем буду полезен для Церкви. Помню, однажды, когда матушка Маргарита жила в Дивеевском монастыре (ей было уже 92 года), я навестил ее. Мы долго беседовали, и она спросила:

 — Ты еще не архиерей?

 — Ну что вы, какой я архиерей?! Служу у себя на приходах, я благочинный…

 — Пора, пора! Ты знаешь, сколько сейчас нужно делать? Сколько храмов и обителей разорено, сколько разрушено! Сколько трудиться теперь нужно для Церкви. Пора, пора.

У нее была некая прозорливость. В начале 1993 года состоялась моя встреча с Патриархом Алексием II, а затем моя архиерейская хиротония.

И я теперь думаю, что тот «дивеевский» период был, наверное, самым ярким в моей жизни. Я с удовольствием хотя бы на день вернулся бы в то время, чтобы пообщаться с теми людьми и духовно укрепиться, потому что у них была настоящая глубокая вера и сила духа. Только благодаря им, белым платочкам, их молитвам и терпению выжила и возродилась наша Святая Церковь.

Якутия как школа жизни

— Ваше архиерейское служение началось с Якутской епархии, где за десять лет вы смогли открыть 50 храмов и воспитать 30 священнослужителей. Хотя приехали туда в 1993 году, что называется, в чистое поле. Как вам это удалось? Как вы привлекали ресурсы, чем заинтересовывали будущих пастырей?

— Действительно, я приехал в чистое поле. Но никакого чувства страха или тревоги не было, на душе было спокойно. Не зная, что впереди, я был готов жить и трудиться в любых условиях. Единственный в епархии небольшой деревянный храм находился на окраине Якутска. Горстка прихожан, иконостаса нет, иконы развешаны по фанерным стенам. К счастью, в алтаре стоял престол и была богослужебная утварь. «Вот мое место, мой "кафедральный собор", а дальше все зависит от того, как я буду перед этим престолом предстоять и молиться», — подумал я тогда. Конечно, поначалу было очень сложно. Больше года пришлось одному служить, исповедовать, крестить и совершать требы. Да и не сразу привыкаешь к лютой, продолжительной якутской зиме с морозами минус пятьдесят. Но утешало и радовало, что все больше людей приходило в храм, открытый круглые сутки. Я знал всех прихожан, потому что часто исповедовал их до позднего вечера.

Через некоторое время мне стали звонить из разных поселков и городов республики с просьбами посетить их. И пока я был в путешествии, в нашем якутском храме служба совершалась мирским чином. А там расстояния такие, что «только самолетом можно долететь». Например, до колымских районных центров Якутии — поселка Зырянка, города Среднеколымск, поселка Черский — лететь больше трех часов. Патриарх Алексий II периодически потом присылал ко мне братию из Троице-Сергиевой лавры (трех человек) и из Данилова монастыря (двоих), но не все хотели ехать. Потом уже стали появляться священники из местных жителей. Я рукополагал их после домашней подготовки, видя искренность их веры. Несколько человек приехали из Центральной России и остались, за что я им очень благодарен. Это были люди, у которых любовь и желание послужить Христу пересилили все остальное в жизни. Мы организовывали миссионерские экспедиции. Для участия в них митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн присылал каждое лето группу священников и студентов Белгородской духовной семинарии. Протоиерей Владимир Воробьев приезжал с несколькими священниками, которые посетили с миссией все поселки Колымы, за что я им очень благодарен.

Не могу сказать, что возрождение Православия в Якутии было усыпано розами. В 90-е годы ХХ века начался возврат к местным языческим традициям. Я неоднократно слышал во время поездок: «Опять русские приехали обращать нас в свою веру». И приходилось терпеливо объяснять, что это не русская, а Божия вера. Господь пришел ко всем, и якутский народ в прошлом был крещен, было много благочестивых, искренне верующих христиан. А так как в 20-х годах ХХ века храмы были закрыты, разорены и уничтожены, за 70 последующих лет свидетельства веры мало где сохранились. За годы моего служения в Якутии почти во всех районах необъятной республики были созданы православные общины, в них появились замечательные верующие прихожане. Например, в селе Верхневилюйск на средства епархии была куплена трехкомнатная квартира и в ней обустроен храм. Я приехал и служил там несколько дней. Какой хороший там народ, какие милые и добрые люди!

Что касается трудностей, то в основном они были в первые годы. Мне приходилось и одному служить, и ездить налаживать отношения с властью, и встречаться со множеством людей. Посещал колонии, больницы, тюрьмы, служил там, исповедовал, причащал. Делал все и за священника, и за диакона, и за алтарника. При посещении новых приходских общин я многократно срывал голос, так как людей нужно было учить петь и читать богослужебные тексты. Я благодарен Богу за такую хорошую школу жизни. Были, конечно, испытания и скорби, а вот уныния не было никогда! Потом постепенно церковная жизнь стала налаживаться, люди располагались душой, появился авторитет у молодой Церкви в Якутии. Сложились добрые, хорошие отношения с ведущими компаниями региона, такими как «Алроса», они начали помогать в реставрации и в возведении новых храмов. Эта помощь была очень существенной и своевременной.

— Но вы так и не сказали, в чем был секрет, что с нуля смогли осуществить весь этот колоссальный объем работ?

— Не знаю, есть ли тут какой-то секрет. Я не считаю себя чересчур сильным человеком. На­оборот, я убежден, что в основе любого служения лежит благоговейное предстояние пред Святым Престолом, благоговейное совершение богослужения. Первое — это молитва. А люди, видя твою веру и желание сделать для Церкви все возможное, сплачиваются вокруг и помогают. И второе — это любовь и внимание к каждому приходящему человеку.

Что мир породил, тем и Бог наградил

— Чем полезен для вас на Курской кафед­ре оказался опыт, полученный в Якутской епархии?

— Обретением терпения, потому что, когда архиерей приходит на новую кафедру, это качество очень нужно для исправления имеющихся недостатков и решения проблем. Народ здесь в большинстве своем православный, было много приходов, но меня озадачило некое обрядоверие, формализм в духовной жизни, ­беспорядок во многих храмах. С одной стороны, это касалось прихожан. Многие даже не представляли, как надо исповедоваться, как готовиться к Причастию, что можно и что нельзя. Например, спрашиваю одну прихожанку:

— Вы готовились к Святому Причащению?

— А как же! Конечно! Помылась и «Отчу» прочитала!

— Какую «Отчу»?! Во-первых, «Отче наш». Матушка, вы же ходите в храм, у вас молитвослов есть, где содержатся все молитвы и последование ко Святому Причащению. Я уже не говорю про каноны, хотя бы это читаете?

— Ничего не читала. Мы раньше так приходили. А вы тут приехали, стали всех переучивать!

И это было почти повсеместно: «Мы ходим в храм, "Отчу" знаем, больше нам ничего не надо. И оставьте нас в покое!»

А с другой стороны, мне приходилось некоторых священников наказывать и отстранять от настоятельства за недостойное отношение к храму, к алтарю, к престолу, к священным предметам. Во многих храмах были шатающие­ся неосвященные престолы, где-то священно­служители не стеснялись служить в ветхом или давно не стиранном облачении. Один священник в боковом приделе устроил трапезную: стол, тумбочки, хлеб, варенье, чайники. Я заставлял некоторых священников приобретать облачение, требовал следить за чистотой и порядком в храме. Когда через несколько дней после заступления на кафедру я впервые посетил Коренную пустынь, вопросы братии ко мне были такие: как вы относитесь к новым паспортам? к переписи? к ИНН? То есть спрашивали не о покаянии, не о молитве, не об угождении Богу. И это было очень распространено здесь, прямо как какая-то духовная болезнь. Требовалось проявлять выдержку и терпение. Конечно, за минувшие 20 лет удалось оздоровить обстановку в епархии, воспитать много новых хороших, активных, ревностных, достойных священнослужителей, построить много храмов, восстановить старые.

— Как вы оцениваете развитие приходской жизни в последние годы? Есть ли тенденции, которые вас тревожат?

— Есть такая поговорка: что мир породил, тем и Бог наградил. Многие молодые священнослужители сейчас приходят с мирскими запросами и привычками, которые не так легко искоренить. Да, они хотят служить Богу, но и материальный фактор присутствует. Раньше, помню, когда мы приходили в Церковь, то совершенно не думали о материальных вещах. А сейчас смотришь — год-второй послужил, и у него разговоры уже про машину, про новую квартиру. А мы были счастливы служить Богу да еще тем, что нам удалось преодолеть советские преграды, которые власть возводила перед верующей молодежью, когда утром просыпаешься с мыслью: «Господи, какой я счастливый человек, что иду в храм, иду служить!»

Мы равнялись на старое духовенство, которое служило в 1970-1980-х годах, когда я только знакомился с церковной жизнью. Это были очень серьезные батюшки. Многие в отпуск не на курорты ездили, а в Пюхтицы, Почаев, Троице-­Сергиеву лавру. Внешний вид соответствовал их сану. Жили скромно, следили за своим поведением, за каждым словом. Да, в современном мире много соблазнов, но священник должен уметь противостоять им.

Другая тревожная тенденция — это семейные проблемы молодого духовенства.

Выходя замуж за будущего священника, не каждая девушка понимает, что теперь ее статус и образ жизни должен отличаться от образа жизни светских людей. Ведь на матушку смотрят как на помощницу священника, а получается, что ее больше привлекают мирские интересы. Батюшка начинает ее перевоспитывать, а она уходит от него, да еще родители ее в этом поддерживают. А для священника, если, не дай Бог, развод, это настоящая трагедия. Поэтому будущих священников я предупреждаю, чтобы они очень серьезно и ответственно относились к выбору спутницы жизни.

Чудотворный образ «Знамение»

— Под вашим духовным руководством восстанавливался собор Курской Коренной пустыни. Что осталось в памяти об этом времени? Был ли энтузиазм среди православных людей, многие ли помогали?

— Коренная пустынь — это наш главный монастырь. Возрождать его начали с 1990-х годов из руин. И моему предшественнику, схимитрополиту Ювеналию (Тарасову, † 2013), пришлось очень много потрудиться на этом поприще. А мне досталось восстанавливать монастырские корпуса. Привели в порядок набережную, родники, источники. Люди, конечно, помогали, откликались. Был организован Попечительский совет во главе с председателем, полпредом в ЦФО в 2000-2011 годах Георгием Сергеевичем Полтавченко. Строительство главного соборного храма Рождества Богородицы, который получился очень торжественным, красивым и благолепным, мы начали в 2006 году. В 2009 году его освятил Святейший Патриарх Кирилл. Тогда же, спустя почти сто лет, привезли из США главную святыню нашего края — чудотворный образ Божией Матери Курской Коренной «Знамение». Ей за 12 дней пришло поклониться до полумиллиона человек.

Был совершен торжественный крестный ход из Коренной пустыни в Курск. Святейший Патриарх Кирилл назвал принесение иконы в Курск одним из главных событий 2009 года.

В те незабываемые дни было ощущение, что не только Курск, но и весь мир собрался, чтобы поклониться святыне. Паломники стояли в очереди по 11-13 часов. И с того момента вплоть до эпидемии ковида икону ежегодно привозили в епархию в сентябре примерно на десять дней. В Коренной пустыни и в Знаменском соборе г. Курска, где собирались десятки тысяч молящихся, она круглосуточно была доступна для поклонения. Куряне очень почитают свою историческую святыню.

Беседовал Алексей Реутский

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре прошли торжества по случаю 635-летия со дня преставления основательницы обители схимонахини Марфы

Представители молодежи Армянской Апостольской Церкви посетили Зачатьевский монастырь

Отошла ко Господу настоятельница женской монашеской общины при архиерейском подворье храма Сретения Господня Уржумской епархии монахиня Валентина (Попова)

При участии Патриаршего экзарх Африки проведена гуманитарная акция в школе в столице Экваториальной Гвинеи

Таиландская епархия передала помощь онкобольным детям

Специалисты Синодального отдела по благотворительности провели в Смоленске семинар по профилактике зависимостей среди подростков

Патриарший экзархат Африки оказал гуманитарную помощь нуждающимся в кенийском городе Вои

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом [Интервью]

Русский антиминс: рукописный и печатный [Статья]

Пятьсот лет в центре истории страны и Церкви [Статья]

Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее [Статья]

Специалисты Синодального отдела по благотворительности провели в Смоленске семинар по профилактике зависимостей среди подростков

В Москве прошла встреча с журналистами по случаю благотворительного фестиваля «Звезда Рождества»

19 декабря в Москве при поддержке Синодального отдела по благотворительности откроется благотворительный фестиваль «Звезда Рождества»

Митрополит Курский Герман вручил епархиальные награды во внимание к трудам по оказанию гуманитарной помощи жителям приграничных районов Курской области

Джанкойская епархия доставила в Скадовскую епархию 3,5 тонны гуманитарной помощи для пострадавших мирных жителей. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 ноября — 8 декабря 2024 года) [Статья]

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 14–30 ноября [Статья]

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 30 октября — 13 ноября [Статья]