20 апреля 2012 года, в пятницу Светлой седмицы и день праздника иконы Божией Матери «Живоносный Источник», председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме святителя Николая на Трех Горах.
За богослужением в день престольного праздника храма владыке Илариону сослужили: председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, настоятель храма святителя Николая на Трех Горах протоиерей Всеволод Чаплин; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, благочинный Центрального благочиния Москвы протоиерей Владимир Диваков; заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов; настоятель Свято-Георгиевского храма города Владимира, ответственный за духовное окормление владимирской молодежи архимандрит Зосима (Шевчук); заместитель председателя ОВЦО протоиерей Георгий Рощин; клирики прихода.
По окончании богослужения было совершено малое освящение воды. Далее с пением пасхальных песнопений вокруг храма прошел крестный ход.
Протоиерей Всеволод Чаплин обратился с приветственным словом к митрополиту Илариону:
«Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка митрополит!
Сердечно благодарим Вас, что в пасхальные дни и в престольный праздник этого храма Вы посетили нашу христианскую общину, состоящую из многих людей. Может быть, в ней насчитывается не так много членов, как в приходах никогда не закрывавшихся храмов, которые находятся в густонаселенных районах Москвы, тем не менее, в наш храм ходят люди разных возрастов, разного социального положения, разного жизненного опыта, и всех нас ныне объединяет Пасха Христова.
Сегодня в нашей общине присутствует полнота Церкви: здесь архипастырь, здесь пресвитеры, диаконский чин, монашествующие и миряне.
В этом году светлый праздник Пасхи Христовой в чем-то особенный: люди, которые прежде, возможно, не посещали храмы или бывали в них лишь иногда, сейчас во множестве пришли в храмовые ограды в Великую субботу или же вошли в сами храмовые здания, чтобы излить в молитве душу Господу. И это о многом говорит: несмотря на немощные дерзости князя мира сего, народ начинает возвращаться к своей вере, начинает понимать простую истину, изложенную в русской поговорке, которую знают даже те, кто никогда в своей жизни не открывал Евангелие: "Без Бога — ни до порога". Нет счастья, нет полноты жизни без того, чтобы человек оказался причастен смерти и Воскресению Христа и через Его жертву получил прощение, получил вечную жизнь. Прекрасно, что храмы наши все более наполняются в том числе и новыми людьми».
Отец Всеволод особо отметил просветительские труды митрополита Илариона и его служение в сфере внешних церковных связей. «Желаем во всех этих трудах на многая, благая и благословенная лета помощи Божией Вам и тем, кто трудится вместе с Вами», — сказал он. Настоятель храма преподнес архипастырю памятный дар — литой образ святого врача, святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого), отметив, что жизнь этого святого отражает историю непростого для Церкви XX века: пройдя гонения, но всегда оставаясь со своим народом, святитель Лука помог Церкви в непростое время явить силу и славу свидетельства Христова.
Затем прозвучало архипастырское слово митрополита Волоколамского Илариона:
«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Всеволод, настоятель сего святого храма, Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Владимир, благочинный этого округа! Дорогие отцы, дорогие братья и сестры!
Христос Воскресе!
Праздник Святой Пасхи наполняет наши сердца особой радостью, которую, по слову Господню, никто не отнимет от нас (см. Ин. 12:22). Для меня большая радость совершить сегодня по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла богослужение в этом святом храме в день его престольного праздника и принести всем вам благословение Первосвятителя нашей Церкви и пожелание, чтобы Господь укреплял наши духовные, душевные и телесные силы в предстоящем нелегком подвиге, который возложен на каждого из нас Богом.
Господь привел нас в Церковь не для того только, чтобы мы наслаждались радостью пасхальных дней, участвовали в богослужении и церковных Таинствах, наслаждались красивым церковным пением и благолепием храмов, но и для того, чтобы в повседневных наших трудах — там, где каждый из нас поставлен Божественным Промыслом,— мы были свидетелями Воскресения Христова, свидетельствовали об истине Христовой, о правде и Царстве Божием, которое открывается нам в храме через богослужения и наипаче через причащение Святых Христовых Таин.
Бог призвал нас в Церковь не только для нашего собственного спасения — как в спасительный ковчег, непотопляемый волнами житейского моря, — но и для того, чтобы мы обращали свой взор на людей, находящихся вне церковной ограды или еще пытающихся найти дорогу в храм Божий, и помогали им найти путь ко спасению.
В сегодняшнем чтении из Евангелия от Иоанна мы слышали о том, как Господь Иисус Христос вошел в иерусалимский храм; увидев, что храм превратился в рынок, Он взял бич, опрокинул столы менял и изгнал из храма всех продающих и покупающих. Когда же иудеи спросили Спасителя: "Почему Ты так делаешь? Какое дашь нам знамение, что имеешь право так поступать?" — Он сказал: "Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его" (Ин. 2:19). И как часто случалось, слушавшие не поняли слов Господа: стали высчитывать, сколько времени строился этот храм и возможно ли за три дня его восстановить, если бы он был разрушен. И никто тогда не понял, что Господь Иисус Христос говорил о храме Своего Тела.
Что такое Тело Христово? Это не только то физическое тело Господа нашего Иисуса Христа, которое пострадало на Кресте, было положено во гроб и по пророчеству Христа воскресло в третий день. Тело Христово — это и Церковь Божия. И как физическое тело Христа, хотя и подверглось обычному закону человеческой смерти, но не могло, как учат нас святые отцы, истлеть и разложиться, а воскресло, дабы открыть путь к воскресению всей человеческой плоти, так и мистическое Тело Христово — Церковь Божия — не может никогда исчезнуть, потому что пребудет до скончания века по обетованию Божию: "Врата адова не одолеют ее" (Мф. 16:18). Церковь может, по образу Христа, подвергаться поруганию, оплеванию, клевете, распятию и даже как бы физической смерти, но все равно рано или поздно она воскресает, возвращается к жизни и оживотворяет тысячи и миллионы людей.
Церковь никогда не умрет: ни на этой земле, ни в будущем веке. И на этой земле вопреки всем гонениям она будет существовать (что показал опыт мучеников и исповедников XX века), и в будущем веке Церковь как мистическое Тело Христа будет объединять всех уверовавших в Него и всех спасенных.
А разве не было в истории нашего Отечества такого, чтобы храм, который строился 46 или более лет, разрушали? Наверное, видя его разрушение, люди могли спросить: "Разве возможно восстановить сей храм?". Так было с Храмом Христа Спасителя, который разрушили до основания, а на его месте пытались построить Дворец советов. увенчанный статуей Ленина. Ничего из этого не вышло, и в итоге котлован залили водой, устроив там плавательный бассейн. Многие из нас помнят это сооружение, помнят, сколь невероятной казалась возможность воссоздания на сем месте храма Божия, — если не в три дня, то, по крайней мере, в течение нескольких лет. Но ведь это чудо произошло; возрождены и другие храмы, которые прежде были разрушены до основания.
И разве не является это чудо неким таинственным предвозвещением того всеобщего воскресения, которое обещано нам Господом и о котором мы слышим в пасхальные дни? Ведь и человеческое тело является храмом Божиим. Но оно подвержено закону смерти и тления. В конце концов, оно исчезает в могиле, и клетки человеческого тела смешиваются с землей. И, казалось бы, где надежда на воскресение? Но Господь уверяет нас в том, что и наши тела воскреснут. Они воскреснут не потому, что в самих себе обладают некой особой силой. Нет в нас такой силы. Но по неизреченному промыслу и обетованию Божию наши тела будут воздвигнуты Его Божественной силой.
Залог этого — Причастие Святых Христовых Таин, в котором наше тело соединяется с Телом Господа нашего Иисуса Христа, наша кровь соединяется с Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Присутствие Самого Бога не только в нашей душе, но и в физических тканях тела является залогом того, что и храм нашего тела будет так же воскрешен, как когда-то воскресло Тело Господа Спасителя.
Наше тело воскреснет по иному закону. В отличие от Тела Господа, наша телесная оболочка после смерти подвергнется разложению. Но Господь дарует нам новое тело, и может быть, как говорили святые отцы, оно будет подобно Телу Господа Иисуса Христа после Его Воскресения. Когда Господь воскрес, Он являлся ученикам: ел вместе с апостолами рыбу, беседовал с ними; в тоже время некоторые ученики не узнавали Христа и спрашивали: "Он это или не Он?". Когда апостолы увидели Его, одни поклонились, другие же усомнились. Это говорит о том, что внешний вид Его воскресшего Тела изменился. Может быть, в чем-то оно было подобно знакомому ученикам физическому телу Иисуса Христа, но в чем-то отличалось. Таковыми будут и наши воскресшие тела. Мы не знаем, из какой материи и вообще из материи ли они будут воссозданы, но веруем, что Господь их воссоздаст и что никто из нас не умрет, но перейдет в вечную жизнь.
Эта вера, не удостоверяемая ничем, кроме пасхального чувства, которое говорит нам, что Христос воскрес и что мы воскреснем, помогает нам пройти свой жизненный путь и встретить кончину. Вот почему столько раз в пасхальные дни мы воспеваем песнь: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…", ибо Воскресение Христово имеет самое прямое отношение и к нашей жизни, и к нашей смерти.
Будем просить Господа, чтобы Он даровал нам силы нести наш жизненный крест. Постараемся как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин, чтобы пасхальная радость, которую мы испытываем в эти дни, никогда не оставляла нас и всегда сопровождала от одной Пасхи до другой. Будем молиться, чтобы Воскресение Христово стало реальностью и нашей человеческой жизни. Аминь».
Поздравив всех с престольным праздником храма, владыка Иларион обратился к протоиерею Всеволоду Чаплину:
«Дорогой отец Всеволод, желаю Вам сугубой благодати и помощи Божией в эти непростые дни, когда на всех нас лежит задача по защите нашей Святой Церкви от незаслуженных, несправедливых и неожиданных нападок. Дай Бог, чтобы скорее закончилась эта антицерковная кампания и чтобы люди осознали, что Церковь Божия, несмотря на немощи ее членов (ибо все мы, хоть и обремененные грехами и немощами, составляем Тело Христово), является единственным ковчегом, который ведет людей ко спасению, что она заслуживает уважения и любви. Христос Воскресе!»
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru