7 апреля 2024 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери прошел первый концерт великопостных песнопений в исполнении хоровых коллективов Тверской епархии.
Послушать духовную музыку собрались священнослужители Тверской епархии, верующие жители и гости города Твери.
В концерте приняли участие приходские хоры храмов Твери и области: собора Вознесения Господня г. Твери, храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» г. Твери, храма в честь святителя Николая Чудотворца в Красной Слободе г. Твери, собора благоверного князя Александра Невского на Привокзальной площади г. Твери, собора в честь Преображения Господня г. Кимры, а также молодежный хор Тверской епархии и Архиерейский хор Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Твери.
В программу концерта вошли произведения, исполняемые во время Великого поста, авторства диакона Сергия Трубачëва, архимандрита Матфея (Мормыля), митрополита Ионафана (Елецких), монахини Иулиании (Денисовой), Е.С. Азеева, А.Ф. Львова, Г.Ф. Львовского, Н.М. Данилина, А.А. Третьякова, А.Т. Гречанинова, А.Л. Веделя, П.Г. Чеснокова.
По окончании концерта со словом к участникам и слушателям обратился митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Правящий архиерей вручил каждому коллективу диплом участника первого великопостного тверского концерта.
После общего фотографирования хоровые коллективы под управлением митрополита Амвросия исполнили кондак Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе».
***
Великопостные концерты — уникальное явление русской музыкальной культуры. Идея посвятить вечера Великого поста знакомству с духовной музыкой зародилась в 1764 году в Санкт-Петербурге. Высочайшими указами в великопостное время запрещались светские развлечения, балы и маскарады, императорские театры закрывались, а центр светской музыкальной жизни переносился в концертные залы. С 1839 года зал Дворянского собрания, а с середины XIX века — зал Императорской придворной певческой капеллы собирают на просветительские великопостные концерты публику великосветского Петербурга. Алексей Фёдорович Львов, директор капеллы и учредитель концертного общества, положил начало регулярным Великопостным сезонам. Концертные афиши представляли образцы «высокого искусства» из мировой сокровищницы инструментальной, симфонической и хоровой музыки. Особый расцвет великопостные концерты получили на рубеже XIX-XX веков. Лучшие хоры России принимали участие в Великопостных певческих собраниях в разных городах Российской империи. Многие премьеры духовных сочинений великих русских композиторов состоялись в рамках Великопостных сезонов. В 1917 году традиция великопостных концертов была прервана.
Пресс-служба Тверской епархии/Патриархия.ru