В месяцеслов Русской Православной Церкви в августе этого года были добавлены имена трех новых святых. Согласно постановлению Синода от 25 августа 2022 года (журнал № 76) имена троих священнослужителей (Григория Златорунского, Михаила Союзова и Димитрия Семенова) внесены в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. О священномученике Димитрии Семенове, принявшем мученическую смерть за веру Христову в 1918 году, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель комиссии по канонизации святых Ставропольской епархии священник Евгений Шишкин (о священноисповеднике Михаиле Союзове читайте в номере 10 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год) (№ 11, 2022, PDF-версия).
Пресвитер Димитрий Евтихиевич Семенов родился 30 октября 1873 года в селе Бешпагир Ставропольской губернии в священнической семье[1]. Родители воспитали его в горячей вере, страхе Божием и послушании. В 1883 году Димитрий поступил в Ставропольское духовное училище[2]. Здесь он учился у Ивана Ивановича Восторгова — будущего священномученика Иоанна[3] (первой в стране жертвы красного террора среди священнослужителей), который преподавал в этом учебном заведении.
По итогам годичных испытаний в 1889 году Димитрия перевели из училища в первый класс Ставропольской духовной семинарии[4]. Однако учеба давалась ему тяжело, и в 1893 году по прошению отца он был уволен из третьего класса[5].
С 1 октября 1894 года по 1 августа 1896 года Димитрий Семенов состоял учителем в Ставропольской дирекции народных училищ[6], в том числе в 1896 году заведовал бешпагирским одноклассным училищем. В начале 1896 года он женился на девице Елене Тимофеевне, которая стала ему верной спутницей жизни. Несмотря на отсутствие семинарского аттестата, Димитрия Евтихиевича не покидало стремление к пастырскому служению: когда семья ожидала рождения первого ребенка, он подал прошение о переводе в духовное ведомство.
Вскоре он был рукоположен в сан диакона[7] и с лета 1897 года назначен клириком Спасо-Преображенской церкви села Новоселицкого Александровского уезда Ставропольской губернии[8], где прослужил около 12 лет, не оставляя при этом и своих учительских трудов в церковно-приходской школе[9].
С началом столыпинской аграрной реформы зауральские епархии стали остро нуждаться в священнослужителях. Святейший Синод рекомендовал епархиальным преосвященным европейской части России «располагать благонадежных священнослужителей» к поступлению на службу в Сибирь, «не скрывая от них трудности служения в новых местах, но указывая на высоту ожидающего их апостольского подвига»[10].
Во втором полугодии 1908 года диакон Димитрий Семенов одним из первых среди клириков Ставропольской епархии ходатайствовал о назначении его разъездным священником в Томскую епархию[11]. Томская духовная консистория 23 февраля 1909 года определила принять его на священническое место. В мае того же года в Казанском кафедральном соборе города Ставрополя архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор (Преображенский) рукоположил диакона Димитрия Семенова в сан священника[12].
С собой в Сибирь семья Семеновых взяла трех младших детей от двух до четырех лет, старшие две дочери продолжили обучение в Ставропольском епархиальном женском училище на попечении дедушки и бабушки, живших на родине священника в селе Бешпагир. В Томске священнослужитель приступил к пастырским обязанностям в Михаило-Архангельской церкви села Таскаевского Каинского уезда.
Более четырех лет пастырского служения священник Димитрий Семенов посвятил заботам о приходе Михаило-Архангельской церкви[13]. Эти годы стали для молодого пастыря временем напряженного труда и деятельного участия в жизни прихожан. Он много сделал для утверждения христианского благочестия, устройства приходской жизни, охранения паствы от исказителей веры. Хотя на приходе не было иноверцев, раскольников и сектантов, однако они в большом количестве проживали в соседних селах и активно пытались вовлекать православных в свои общины.
Пастырское окормление прихода осложнялось тем, что наряду с селом Таскаевским в него входили деревни Новомихайловская, Кармышакская и Бакмасиха, находившиеся на расстоянии 7-15 верст от церкви. В первые годы служения отца Димитрия к приходу также относился небольшой поселок Петропавловский, удаленный от церкви на 25 верст (к 1912 году, со строительством в нем храма, он был выделен в самостоятельный приход). В целом же в приходе Михаило-Архангельской церкви в 1909 году было 402 двора, 3161 человек. К 1912 году население прихода увеличилось до 3,5 тысячи человек. За время служения отца Димитрия приход увеличился почти на полсотни дворов[14].
С глубоким смирением, безропотно батюшка разделял со своими прихожанами тяжелые экономические и бытовые условия жизни. Климат здесь был суровый, зимы морозные, весной и осенью долго стояли холода, промыслы и заработки отсутствовали[15]. Наиболее трудными выдались неурожайные 1910-1912 годы. Только в 1912 году в Каинском уезде от неурожая пострадали 25 884 десятины яровых хлебов, крестьянам требовалось 201 313 пудов зерна на посев и 106 547 пудов на продовольствие. В это трудное время они особенно нуждались в пастырской поддержке[16].
Несмотря на экономические трудности, неустанными заботами и стараниями священника Димитрия Семенова, являвшегося председателем церковно-приходского попечительства, к 1913 году удалось отремонтировать здание церкви, построенное еще в середине 1850-х годов: стены были окрашены снаружи, внутри обиты картоном и «украшены живописью». Приобретена новая церковная утварь: серебряно-золоченый потир с принадлежностями, три напрестольных креста, одно большое и два малых Евангелия, дарохранительница. В воскресные и праздничные дни отец Димитрий произносил проповеди и вел нравственные беседы с прихожанами.
Одновременно батюшка нес труды по окормлению относившихся к Михаило-Архангельскому приходу сельских школ. За время его служения в них значительно улучшилась материальная база и увеличилось количество учеников. В селе Таскаевском находилось сельское училище Министерства внутренних дел, в котором отец Димитрий состоял заведующим и законоучителем. В 1912 году в училище обучалось 48 мальчиков и 29 девочек.
В наиболее крупном поселении, приписанном к приходу, — деревне Бакмасихе — имелась школа грамоты, в 1911 году благодаря энергичной деятельности настоятеля преобразованная в церковно-приходскую школу и получившая «прекрасное школьное здание стоимостью в 2500 руб.» (из которых 1600 рублей были изысканы отцом Димитрием на месте)[17]. В 1912 году в ней обучалось 33 мальчика и 17 девочек (в 1909 году их было 18 и 7 соответственно)[18]. За заслуги в деле христианского воспитания детей 2 сентября 1912 года священник Димитрий Семенов был награжден набедренником[19].
За весь период службы в Томской епархии отец Димитрий был в отпуске лишь один раз — с 20 сентября по 25 октября 1911 года, при этом вернулся раньше на пять дней. Отпуск потребовался, чтобы перевезти в Сибирь старших дочерей Ксению и Раису для продолжения обучения в Томском епархиальном женском училище. Таким образом, семья Семеновых воссоединилась, а летом 1913 года появились новые семейные хлопоты и заботы, связанные с рождением в июне долгожданного сына Николая[20].
Летом 1913 года батюшка, обеспокоенный болезнью своего престарелого отца и желавший оказать действенную помощь в его лечении, вынужден был направить архиепископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Агафодору прошение с просьбой о переводе его в Ставропольскую епархию. С 24 сентября 1913 года священник Томской епархии Димитрий Семенов был назначен на второе священническое место к Крестовоздвиженской церкви села Бешпагир Ставропольской епархии.
Приход состоял из 950 дворов, в которых проживало около 8 тысяч человек, главным образом местных крестьян. Неподалеку жили раскольники и сектанты: 13 хлыстов, 13 поповцев и 8 беспоповцев[21]. В этом большом селе работало три школы Министерства народного просвещения и две церковно-приходские. И на этом приходе жизнь отца Димитрия была наполнена деятельной любовью к ближним, заботой о христианском просвещении детей.
К лету 1918 года священник Димитрий Семенов состоял на службе в духовном ведомстве уже около 22 лет. Он добросовестно и честно исполнял свой пастырский долг, чем снискал уважение и любовь прихожан. В справке Ставропольского епархиального совета за конец августа — начало сентября 1918 года отмечалось «очень хорошее» его поведение[22]. Гражданская война пришла на территорию Ставропольской губернии в начале июня 1918 года, когда Добровольческая армия начала здесь наступление. Озлобленные военными неудачами красноармейцы сконцентрировались в губернском центре. С начала июня на подступах к городу шли ожесточенные бои противоборствующих сил. Занятие красноармейцами населенных пунктов сопровождалось многочисленными фактами насилия и произвола[23].
В день вступления красноармейцев в Бешпагир 14/27 июня 1918 года они пришли в дом батюшки и потребовали их накормить. Насытившись, они пообещали, что «теперь... священник будет цел», и ушли. Однако буквально через полчаса за ним прислали конвой и повели в волостное правление, в помещениях которого расположился штаб красноармейцев. Здесь «всячески над ним глумились». По просьбе матушки священника отпустили, но через некоторое время опять арестовали. Его обвиняли в оказании гостеприимства отряду полковника Шкуро при прохождении через Бешпагир[24].
Красноармейцы долго пытали отца Димитрия и издевались над ним, а потом сказали: «Ну, теперь готовься». Он попросил разрешить ему помолиться перед смертью. Отец Димитрий был казнен за селом в ночь с 14/27 на 15/28 июня 1918 года вместе с несколькими жителями Бешпагира и соседних сел[25]. Бездыханное тело сбросили под кручу недалеко от места казни. «Теперь не будет призывать опомниться» — такие слова красноармейцев приводят очевидцы[26]. На следующее утро брошенное тело священника было найдено, хоронить его запретили[27].
Когда красные оставили Бешпагир, селяне похоронили казненных. Современники отмечали, что особенно трогательны были похороны священника Димитрия Семенова: «Почти все село вышло проводить мученика, и многие оплакивали его безвременную кончину»[28]. Погребение батюшки состоялось в ограде Крестовоздвиженской церкви. Вернувшиеся в село через несколько дней красноармейцы грозились убить инициаторов погребения казненных, но не успели[29].
В августе 1918 года в Ставропольский епархиальный совет поступило прошение вдовы убиенного священника Елены Тимофеевны Семеновой о назначении ей «усиленной пенсии». В прошении она сообщала об «исключительных обстоятельствах смерти» мужа, «зверски замученного красноармейцами», и отмечала «крайне бедственное материальное положение семьи в связи с полным разграблением имущества». Матушка осталась одна с шестью детьми: Ксении в это время был 21 год (вероятно, она проживала в Томске), Раисе 20 лет, Леониду 16 лет, Галине 11 лет, Елене 9 лет, Николаю 5 лет[30]. Последний сын, Димитрий, родился 20 октября 1918 года, уже после смерти отца[31]. По всей видимости, семья отца Димитрия осталась без средств к существованию (сведений о назначении им пенсии не имеется), в начале 1919 года умерли дочь Раиса и младенец Димитрий[32].
Сохранился приказ Ставропольского военного губернатора А.М. Валуева от 23 июля 1919 года, в соответствии с которым за расправу над священником Димитрием Семеновым был предан военно-полевому суду 26 июля 1919 года служивший в Красной армии крестьянин селения Старобельского Харьковской губернии Иван Головинский, 31 года. Он обвинялся в том, что вместе со своим братом Василием и еще тремя красноармейцами, фамилии которых не установлены, состоя в боевой цепи Красной армии, получил от командира роты Гайворонского приказание казнить священника Димитрия Семенова, что и было им приведено в исполнение[33]. После закрытия Крестовоздвиженской церкви села Бешпагир в 1936 году и полного разрушения ее здания в 1943 году[34] могила отца Димитрия утрачена.
***
[1] Сведения о Семеновой Варваре Александровне (матери Димитрия) из клировой ведомости за 1914 г., см.: Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. 135. Оп. 72. Д. 1269. Л. 104об.-105.
[2] Разрядный список... // Кавказские епархиальные ведомости. 1884. № 15. 1 августа. С. 552.
[3] О назначении вторым законоучителем православного исповедания при Ставропольской гимназии священника поселка Кирпильского о. Иоанна Восторгова // ГАСК. Ф. 73. Оп. 1. Д. 775. Л. 6 об.
[4] Разрядный список... // Ставропольские епархиальные ведомости. 1889. № 14. 16 июля. С. 250.
[5] Разрядный список... // Ставропольские епархиальные ведомости. 1893. № 13. 1 июля. С. 158-160.
[6] Клировая ведомость за 1914 г. // ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1269. Л. 99 об.
[7] Информация о Таскаевском приходе // Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 г. Томск, 1911. С. 433-434.
[8] Прошение диакона Спасо-Преображенской церкви села Новоселиц Илии Кондратова и диаконоучителя села Винодельного Димитрия Семенова епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Агафодору от 23 июля 1897 г. // ГАСК. Ф. 135. Оп. 55. Д. 529. Л. 48; Перемены по службе // Ставропольские епархиальные ведомости. 1897. № 15. 1 августа. С. 869.
[9] Клировая ведомость за 1907 г. // ГАСК. Ф. 135. Оп. 65. Д. 549. Л. 14.
[10] Указ Святейшего Правительствующего Синода архиепископу Томскому и Барнаульскому Макарию по вопросу об удовлетворении церковных нужд в переселенческих епархиях от 30 апреля 1908 г. // Томские епархиальные ведомости. 1908. № 15. 1 августа. С. 1-2.
[11] В 1909-1911 годах из Ставропольской епархии были переведены в Томскую епархию еще шесть диаконов (в том числе окончивших пастырские курсы в Москве) и один выпускник Ставропольской духовной семинарии.
[12] Архиерейские служения // Ставропольские епархиальные ведомости. 1909. № 23. 6 июня. С. 704.
[13] Клировая ведомость за 1912 г. // ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 4304. Л. 88об.-89.
[14] Там же. Л. 85–91.
[15] Мамырин Г. Краткие сведения о Томской губернии. Полтава, 1912. С. 30-31.
[16] Белянин Д. Н. Столыпинская переселенческая политика в Томской губернии (1906-1914 гг.). Кемерово, 2003. URL: https://statehistory.ru/books/Dmitriy-Belyanin_Stolypinskaya-pereselencheskaya-politika-v-Tomskoy-gubernii--1906-1914-gg---/5 (дата обращения: 29.09.2022).
[17] Отчет Томского епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Томской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1911-1912 гг. // Томские епархиальные ведомости. 1913. № 12. 15 июня. С. 343–344.
[18] Клировая ведомость за 1912 г. Л. 85-91.
[19] Там же. Л. 88об.-89.
[20] Клировая ведомость за 1914 г. Л. 99об.-100.
[21] Там же. Л. 106.
[22] Дело об исходатайствовании пенсии вдове убитого священника... // ГАСК. Ф. 237. Оп. 1. Д. 105. Л. 1 об.
[23] Рапорт и. д. прокурора Ставропольского окружного суда в Управление юстиции при Главнокомандующем вооруженными силами на Юге России. 6 марта 1919 г. // ГАРФ. Ф. Р-3435. Оп. 1. Д. 4. Л. 6-11об.
[24] Протокол допроса членом Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России, бароном А. К. Врангелем в качестве свидетеля протоиерея Кирилла Окиншевича. 1 апреля 1919 г. // ГАРФ. Ф. Р-470. Оп. 2. Д.25. Л. 21 об.; Сведения о злодеяниях большевиков в отношении Церкви и ее служителей в Ставропольской епархии. 1919 г. // ГАРФ. Ф. Р-470. Оп. 2. Д. 25. Л. 6.
[25] С[ело] Бешпагир Ставропольской губернии. После них // Кубанский край. 1918. № 80. 20 сентября. [С. 4]; Информация Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России, по селению Бешпагиру Ставропольского уезда Ставропольской губернии. [Не ранее 28 июня] 1919 г. // ГАРФ. Ф. Р-470. Оп. 2. Д. 28. Л. 10.
[26] С[ело] Бешпагир Ставропольской губернии. [С. 4.]
[27] Протокол допроса... протоиерея Кирилла Окиншевича. Л. 21 об.; Сведения о злодеяниях большевиков в отношении Церкви и ее служителей в Ставропольской епархии. 1919 г. Л. 6.
[28] С[ело] Бешпагир Ставропольской губернии. [С. 4.]
[29] Там же.
[30] Дело об исходатайствовании пенсии вдове убитого священника... Л. 1-1об.
[31] Там же. Л. 7.
[32] Там же. Л. 4об.
[33] Приказ № 464 Ставропольского военного губернатора от 23 июля 1919 г. // ГАСК. Ф. Р-870. Оп. 1. Д. 9. Л. 201.
[34] Краткая историческая справка // Храм Воздвижения Креста Господня с. Бешпагир: [сайт]. Страница прихода. URL: http://www.beshpagirnika.com (дата обращения: 14.01.2021).
«Церковный вестник»/Патриархия.ru