24 марта 2021 года в выставочном зале федеральных архивов в Санкт-Петербурге открылась историко-документальная выставка «Святейший Правительствующий Синод. 300 лет со дня учреждения». Организаторы — Федеральное архивное агентство и Российский государственный исторический архив (РГИА).
В текущем году исполнилось 300 лет со дня учреждения Святейшего Правительствующего Синода, первое заседания которого состоялось 14 (25) февраля 1721 года. На выставке представлены архивные документы и музейные артефакты, повествующие о двухвековой истории Синода. Экспозиция дополнена предметами из древлехранилища Александро-Невской лавры: старинными церковными облачениями, иконами и утварью. Экспонируется на выставке и мебель, перевезенная в новые помещения РГИА из бывшего синодального архива, а также чертежи различных зданий Санкт-Петербурга и Москвы, имеющих отношение к Синоду.
Директор РГИА Светлана Штукова на церемонии открытия отметила, что выбор темы не случаен: значительную часть фондов РГИА составляют архивы Святейшего Синода, и далеко не все они введены в научный оборот. Она поблагодарила сотрудников других архивов, предоставивших для выставки экспонаты из своих фондов: ГАРФ, Российский государственный архив древних актов, ЦГИА Санкт-Петербурга, Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, древлехранилище Александро-Невской лавры.
«Синодальный период был не лучшим периодом в жизни Русской Православной Церкви — так считают многие, и я тоже так считаю, — сказал наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий. — Церковь попала в зависимость от государства: священнослужителям вменялось даже доносить на тех, кто говорил что-нибудь крамольное на исповеди, что противоречит церковным правилам и канонам. Этот период точнее назвать неоднозначным. Он интересен для церковных историков тем, что, несмотря на все его недостатки, Церковь за это время взрастила множество святых. В тех условиях Церковь сохранила себя, и это подтверждает мысль, что она, вне зависимости от внешних условий, остается той же, если не уходит от Христа. Главное в Церкви — христоцентричность. Нельзя не вспомнить о сонме новомучеников, которые совершали свой подвиг в то время, когда жизнь Церкви стала совсем невыносимой. И хотя новомученики появились после восстановления Патриаршества, они сформировались как личности именно в синодальный период. Участие в выставке нашего музея и мое участие тоже не случайны: история Александро-Невской лавры — это история синодального периода, поэтому Лавра должна быть здесь представлена. Мы работали в вашем архиве, когда готовились к 300-летию нашего монастыря, надеюсь, и в дальнейшем с вашей помощью удастся восполнить еще много лакун».
Руководитель городского отдела по взаимодействию с религиозными организациями Владимир Иванов подчеркнул, что сюжеты этой выставки вызывают споры не только среди историков, но и среди представителей Церкви: «Оценка этого периода должна быть объективной и взвешенной. Выставка задает очень правильную основу для дискуссий», — сказал он.
Были вручены грамоты благотворителям, которые помогли в технической организации экспозиции. Куратор выставки главный специалист РГИА Никита Крылов награжден нагрудным знаком «Почетный архивист». Он провел экскурсию для всех желающих.
Экспозиция открывается главным документом Синода — «Духовным регламентом», созданным соратником Петра Первого архиепископом Феофаном (Прокоповичем). Представлены не только беловые синодский и сенатский экземпляры, но и черновик с собственноручной правкой императора. На выставке есть также и позолоченный ларец, в котором хранился синодский экземпляр.
Никита Крылов особо подчеркнул, что нововведение Петра Первого не было нарушением церковных канонов, о чем говорит и тот факт, что архиереи других Поместных Церквей признали Синод: «Коллегиальность вполне в духе Церкви. В Номоканоне, или Кормчей книге, ничего противоречащего не нашли», — сказал он.
Строго говоря, поначалу был образован не Синод, а Духовная коллегия, первое заседание которой состоялось 14 января. Тогда и было выбрано название Священный Синод. Никита Крылов отметил, что государь до учреждения Синода активно вмешивался в дела Церкви — в частности, довольно бесцеремонно обращался с митрополитом Стефаном (Яворским), Местоблюстителем Патриаршего престола. «Зачем был нужен Синод? Как раз чтобы дистанцироваться, предоставить церковным иерархам самим разбираться с делами. До этого церковные дела были в ведении Сената, но практически всегда попадали под сукно, поскольку до них "не доходили руки". С учреждением Синода эта проблема снималась; автономия Церкви только возросла. Учреждение Синода — шаг по отделению Церкви от государства, а не наоборот», — сказал он. Царь побывал на заседаниях Синода всего дважды: при его учреждении и когда разбиралось дело митрополита Суздальского Игнатия (Смолы), который обвинялся в «оказывании чести и разных услуг» инокине Елене — бывшей царице Евдокии Лопухиной, которая была заточена в суздальском Покровском монастыре (надо сказать, что Петр помиловал митрополита, хотя и разжаловал до епископа).
Вскоре была утверждена должность обер-прокурора, который и должен был осуществлять контроль за деятельностью синодалов. Куратор отметил, что всесилие и авторитарность обер-прокуроров — во многом миф, и документы подтверждают, что все решения принимались коллегиально. Интересно, что, хотя сохранилось немало мемуаров и публицистических статей, где упоминалось «обер-прокурорское засилье», их авторы не имели никакого отношения к Синоду и никакой особой информации о его деятельности.
Возвращаясь к теме вмешательства императоров в дела Синода, Никита Крылов рассказал, что помимо Петра Первого, посетившего Синод два раза, один раз своим присутствием его почтили император Николай Первый с сыном, цесаревичем Александром Николаевичем. И хотя в зале заседаний Синода стоял трон для царя, Николай Первый отказался сесть на трон и, получается, никто из императоров на нем никогда не сидел.
Куратор обратил внимание присутствующих на подлинное бюро, за которым работал начальник синодального архива Аполлинарий Львов (1848-1901). Сохранился его дневник: Львов был крайне недоволен своей должностью, поэтому в дневнике никого из окружавших его не щадил; это и было причиной, по которой дневник издавался в советское время.
Отдельный раздел экспозиции посвящен домовому храму святых отцов Семи Вселенских Соборов в здании Синода.
В 1918 году постановлением Поместного Собора Русской Православной Церкви Святейший Правительствующий Синод был переименован в Священный, как он именуется и в наше время. Документами, относящимися к этому новому, патриаршему Синоду, и завершается выставка.
Выставка продлится до 24 июня.
Санкт-Петербургская митрополия/Патриархия.ru