27 ноября 2020 года состоялась премьерная онлайн-трансляция оратории петербургского композитора Ильи Кузнецова «Чудесное спасение», посвященной 75-летию Великой Победы.
Мероприятие прошло при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и благотворительного фонда «Отечество. Культура. Образование» по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. Организатором выступил совет по культуре Санкт-Петербургской епархии. Автор либретто — Ольга Погодина-Кузьмина, режиссеры — иерей Илия Макаров, Алена Поликовская, ведущая вечера — заслуженная артистка России Анастасия Мельникова. В концерте приняли участие оркестр Санкт-Петербургской митрополии под управлением Ильи Кузнецова, хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением Юрия Герасимова, женский камерный хор Quellen (дирижер Елена Жукова), детский хор Санкт-Петербургской митрополии (дирижер Валентина Королев), театр «Малый Трианон» под руководством Ярославы Бубновой.
«Чудесное спасение» — историческая драма. Это новое авторское прочтение богослужебного чина Древнерусской Церкви, основанное на первых трех главах Книги пророка Даниила о чудесном спасении из трех отроков, вверженных в раскаленную печь по приказанию царя Навуходоносора за то, что они отказались поклониться золотому идолу. Действо дополнено осмыслением исторических событий XX века, в том числе Великой Отечественной войны. Параллельная история, развивающаяся на протяжении всего действия, связана с освобождением детей из фашистского концлагеря Клоога в Эстонии советской армией в 1944 году. За год существования концлагеря на северо-западе Эстонии в нем содержались от 1800 до 2100 заключенных, включая грудных детей. При подходе войск Красной армии 19 сентября 1944 года немецкое командование отдало приказ расстрелять всех узников; в живых остались около 80 человек.
Создатель оратории композитор Илья Кузнецов, рассказывая об идее произведения, отметил: «У меня была мечта воплотить на сцене древний русский жанр "Пещное действо". Это целая культура во времена правления царя Алексея Михайловича. В дни, предшествовавшие празднику Рождества Христова совершался особый чин с некими театральными фрагментами. В рамках обычной утренней службы разыгрывали это Пещное действо — опускали паникадило, которое символизировало пещь, были три отрока. И можно даже послушать замечательную расшифровку ансамбля "Сирин", на которую мы опирались при создании оратории. У нас была задача сделать это историю понятной не только людям церковным, но и всем, кто случайно увидит концерт. И мы нашли событие, которое нас всех сближает и понятно всем без исключения, — это Великая Отечественная война. Так у нас появились ассоциации, и получился интересный синтез трех времен».
Запись концерта открыта для свободного просмотра в группе отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии в социальной сети «ВКонтакте».
Совет по культуре Санкт-Петербургской епархии/Патриархия.ru