17 ноября 2020 года в епархиальном управлении Санкт-Петербургской епархии под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия прошло собрание игуменов и игумений монастырей епархии.
Во вступительном слове владыка отметил, что это первое собрание в таком формате. Планируется, что подобные встречи будут проходить по крайней мере раз в год, а в случае необходимости — чаще. В епархии шесть монастырей и одно сестричество — на бывшем Леушинском подворье. Старшая сестра монахиня Евфросиния (Олюшина) многое делает для того, чтобы сестричество обрело статус полноценной обители.
Правящий архиерей представил насельника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумена Филарета (Пряшникова), который назначен исполняющим обязанности настоятеля Никольского Староладожского монастыря. Прежний настоятель архимандрит Варфоломей (Чупов), который почти двадцать лет возглавлял Никольскую обитель и немало потрудился для ее восстановления, скончался 30 октября. Кандидатура нового настоятеля должна быть одобрена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и утверждена Священным Синодом. Владыка выразил надежду, что возражений не будет: «Желаю Вам, отец Филарет, помощи Божией на ответственном послушании. Трудитесь, набирайтесь опыта, советуйтесь с теми, кто его уже имеет», — сказал архиерей.
«Почти все вы многие годы управляете монастырями, многое сделали и продолжаете делать как в плане хозяйствования, восстановления порушенного и строительства нового, так и в духовной жизни, — отметил митрополит Варсонофий. — Но есть к чему стремиться. Время не стоит на месте. Управление монастырем — это целое искусство, тем более сейчас, когда жизнь людей сильно изменилась в сравнении с прошлым и позапрошлым веками. Игумен или игумения — не просто лицо, облеченное властью по подобию светских начальников. Они должны быть любящим отцом или матерью для монахов, считаться с их недостатками, быть ответственными за воспитание Богом данных чад, терпеливо способствовать их духовному возрастанию. Конечно, большим подспорьем являются опытные духовники, старцы, под крылом которых в прежние времена вырастали целые плеяды замечательных монахов. К сожалению, сейчас таких духовников мало, лишь в редких монастырях их можно встретить. Важен для монахов и личный пример игумена или игумении, ведь монастырь — это большая семья, где значение имеют не слова, но поступки. Как успех семейной жизни зависит от того, будут ли супруги сами что-то отдавать друг другу, а не ждать, чтобы им давали, точно такая же зависимость в монашеской семье. Важно, чтобы ты любил, а не ждал любви от других. В этом и заключается смирение — мать всех добродетелей. По-человечески это трудно, но приносит добрые плоды. Созидать монастырскую жизнь всегда было непросто, а тем более в наше время, когда общество насквозь пронизано материализмом, индивидуализмом, раскрепощением страстей, ложно именуемым свободой, а главное — отсутствием стремления к духовному труду. На людей церковных накладывается этот отпечаток».
«Духовная жизнь в монастырях должна соответствовать традициям древних обителей, где послушание и молитва идут рука об руку, одно без другого не мыслится, — продолжил владыка. — У нас все монастыри общежительные, куда приходят люди со своими достоинствами и недостатками, влияя друг на друга. По словам святителя Иоанна (Шаховского), "чтобы начать жить полной общей жизнью с другими, надо прежде всего побороть в себе эгоизм, стать истинным братом или сестрой для других, и чтобы другие стали для тебя братьями и сестрами". Не может быть единство и общности душ человеческих на почве материальных ценностей. Материализм как начало эгоистичное разделяет и обособляет. История показывает, что монастыри разрушались, когда делались слишком хозяйственными (в ущерб духовной жизни). Лишь по мере преодоления эгоистических склонностей человек способен войти в настоящее единство с другим человеком и с Богом. Несмотря на негативное влияние мира на жизнь монахов, монастыри по милости Божией несут свое посильное служение. Находятся люди, желающие "ангельского жития", которые, оставив земные интересы, выбрали трудную цель — спасение души. Как и во всяком организованном обществе, в монастырях наряду с духовной жизнью и непрестанной молитвой много внимания уделяется хозяйственной деятельности, строительству и восстановлению зданий, созданию необходимой для жизнедеятельности материальной базы. Не меньшая роль отводится приему и размещению паломников. Не раз говорил: принимайте гостей с любовью и вниманием».
«В древности монастыри были центрами книжного образования и учености, будь то в Европе или у нас на Руси. В отличие от большинства людей того времени, монахи умели писать и читать, некоторые знали иностранные языки. Хотя сегодня времена другие, но к монашествующим по-прежнему относятся с неизменным уважением и даже восхищением, удивляясь, что и в наше время есть люди, которые ради высоких духовных идеалов отказываются от мирской жизни, лишают себя светских радостей. К монахам относятся и как к людям святой жизни, умеющим разрешать духовные проблемы. Чтобы вести людей в соответствии с Евангелием, нужно многое знать и понимать. Не случайно Святейший Патриарх Кирилл с большим вниманием относится к вопросам богословского образования монахов, чтобы обители не были рассадниками суеверий и апокалиптических страхов», — подчеркнул правящий архиерей.
Владыка Варсонофий сообщил, что в соответствии с циркулярным письмом управляющего делами Московской Патриархии в Санкт-Петербургской митрополии будут организованы богословские образовательные курсы для монашествующих. Всего в епархии 152 монашествующих, из них слушателями курса станут 33 человека. С февраля 2021 года обучение на очных трехгодичных курсах базовой подготовки в области богословия начнут 69 насельников и насельниц монастырей трех епархий митрополии из четырех. Для удобства будет создано несколько площадок упомянутых курсов, в том числе при самих монастырях, с привлечением преподавательского состава.
Архипастырь коснулся важной стороны жизни обителей — ремонтно-восстановительных работ. Если в Санкт-Петербурге монастырские постройки имеют хотя бы достойный внешний вид, то в Ладоге многие монастырские здания находятся в плачевном состоянии. Потребуется много сил и времени, чтобы все привести в надлежащий вид. Монастырские здания — памятники архитектуры, они имеют охранный статус, реставрация должна финансироваться из бюджета региона и страны, но даже если что-то и делается, то в небольших масштабах. Епархия не располагает средствами для проведения столь дорогостоящих работ, особенно сейчас, в период ограничительных мер из-за коронавирусной инфекции. В немногих обителях, как, например, Коневском Рождество-Богородичном монастыре, произведена широкомасштабной реставрации. К 800-летию со дня рождения благоверного князя Александра Невского запущена долгосрочная программа реставрации храмов и объектов Александро-Невской лавры. Владыка выразил надежду, что что-то успеют сделать к дате празднования.
Правящий архиерей еще раз напомнил о необходимости соблюдения противоэпидемических мер, призвал выполнять принятую в марте инструкцию Священного Синода, в которой учтены требования Роспотребнадзора. Монастыри находятся в зоне риска быстрого заражения как места большого скопления людей, к тому же монашествующие живут вместе в закрытом пространстве. Владыка отметил, что есть те, кто не хочет носить маски, считая, что они ничего не дают. Он посоветовал говорить таким протестующим, что в храме на богослужении лучше быть в маске, поскольку из-за таких людей могут вообще закрыть храмы: «Весной наши прихожане в полной мере испытали, каково быть без богослужения. Дай нам Бог благоразумия», — сказал митрополит Варсонофий.
Игумены и игумении рассказали о деятельности обителей в этом году.
Санкт-Петербургская митрополия/Патриархия.ru