16 декабря 2019 года на сцене Александринского театра в Петербурге состоялась премьера предрождественской музыкальной мистерии «Пещное действо».
Автором идеи стал председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров. Музыку написал петербургский композитор Илья Кузнецов, который стоял за дирижерским пультом. Автор либретто — известный российский сценарист и драматург Ольга Погодина-Кузьмина.
В спектакле приняли участие хор духовенства, женский хор и симфонический оркестр Санкт-Петербургской митрополии, детский хор Санкт-Петербургской епархии, артисты театра «Малый Трианон» под управлением Ярославы Бубновой. Ведущей вечера стала заслуженная артистка РФ Анастасия Мельникова. Для видеоряда спектакля были использованы картины 16-летней Тамары Герасимовой.
Благотворительный вечер, который уже не первый год проводится в канун Рождества Христова, состоялся при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга с участием благотворительного фонда «Свет». Все вырученные средства были направлены на лечение детей с онкологическими заболеваниями.
«Мы здесь, чтобы совершить добро. И как приятно, что в этом нам помогают многие и многие люди: и те, кто пишет музыку, и те, кто сочиняет стихи, и те, кто служат в храмах, и те, кто только учится, и те, кто помогает детям сохранить жизнь, и все, кто смотрит на нас из этого зала. Сегодняшняя история, мы уверены, вас потрясет. Ничего не бойтесь: в конце нас ждет Бог — Тот, Кто помогает нам быть добрыми, Кто дарует нам жизнь и Тот, Кто способен совершить чудо. Мы приглашаем вас в увлекательное библейское историческое путешествие», — сказал перед началом действа иерей Илия Макаров.
По сюжету, историю о чудесном спасении из раскаленной печи трех отроков, ввергнутых туда по приказанию царя Навуходоносора за то, что они отказались поклониться золотому идолу, рассказывает трем мальчикам — узникам фашистского лагеря (Михаил Николаев, Максим Галумов и Николай Кадура) Мария, девушка постарше (Анна Тананыкина). Мы видим жестокого царя Навуходоносора (диакон Андрей Реймерс) и его приспешников. Действие периодически возвращается в сам лагерь, где над детьми издевается жестокая надзирательница (Антонина Реймерс). Завершается спектакль и чудесным спасением библейских отроков, и спасением части узников лагеря, обреченных на верную смерть.
«Это была сложная задача — соединить древние тексты с современностью, — сказала Ольга Погодина-Кузмина. — То, что библейский сюжет сопрягается с событиями относительно недавней истории, оживляет наши чувства, заставляет зрителей отнестись и к событиям тысячелетней давности не как к какой-то легенде, абстракции, а как к тому, что происходит здесь и сейчас. Думаю, что это произведение может быть исполнено еще не раз. Работа шла долго, с весны. Сначала мы долго не могли определиться с жанром, а потом решили, что это будет не опера, а мистерия. Часть текстов — канонические ирмосы, но к ним написана новая музыка. Тексты, относящиеся к событиям в лагере, сочинила я на основе подлинных воспоминаний заключенных лагеря Клоога в Эстонии. Лагерь был внезапно освобожден нашими войсками, 92 человека выжили, их свидетельства были записаны и зачитывались на Нюрнбергском процессе».
Богослужебный чин древнерусской церкви «Пещное действо» основан на первых трех главах Книги пророка Даниила (Дан. 1:3-8; 2:49; 3:22-26, 46-51). На Руси действо проходило раз в году перед Рождеством Христовым на всенощном бдении во время седьмой и восьмой песен канона. Чин включал элементы театрализации. Певческая часть «Действа» вобрала в себя знаменный и большой знаменный распевы, а также демественное многоголосие.
Пресс-служба Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии/Патриархия.ru