20 ноября 2018 года в митрополичьем корпусе Епархиального управления Санкт-Петербургской епархии состоялась конференция «Царское столетие», организованная епархиальным издательским советом.
Открывая конференцию, председатель издательского совета игумен Силуан (Туманов) напомнил, что нынешний год — год 150-летия со дня рождения императора Николая II и столетия убийства святых Царственных страстотерпцев.
«В 2017 году мы отмечали столетие трагических событий, произошедших с Россией. Близится к концу 2018-й — год столетия гибели царской семьи, — сказал начальник Отдела по связям с религиозными объединениями г. Санкт-Петербурга Владимир Иванов. — Мы не успеваем осмыслить эти по-прежнему кровоточащие даты. Без взаимопонимания по этому вопросу трудно достигнуть взаимопонимания и по другим важным вопросам, которые касаются прошлого и будущего страны. Эта встреча снова подтолкнет нас к анализу прошлого».
Игумен Силуан (Туманов) огласил обращение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.
Писатель Евгений Лукин рассказал о том, что в 1840 году в Санкт-Петербурге начал выходить православный журнал «Маяк». Он был подвергнут травле либеральной общественности и выходил достаточно редко. Но труды по его изданию все же не были бесплодными. Так, один из читателей журнала, офицер Лев Кавелин, через некоторое время оставил службу и стал послушником Оптиной пустыни, а впоследствии архимандрит Леонид (Кавелин) стал наместником Троице-Сергиевой лавры.
«В названии нашей встречи заложена провокативность, потому что прошедшее столетие меньше всего можно назвать царским, скорее наоборот, — отметил отец Силуан. — Весь ход истории России за прошедшие сто лет отходит от царского наследия. Народы России ищут новые пути развития, базирующиеся на иных ценностях и идеалах. Однако память о последнем русском царе и членах его семьи не уходит из сознания народа окончательно. Царя не забыли. И это заметно по накалу страстей, который сопровождает упоминание о последнем русском царе в СМИ, в кинофильмах, в публикациях. Оценки его правления даются неоднозначные. Человека, давно ушедшего из жизни, до сих пор укоряют, поправляют, упрекают за слабоволие, политические и кадровые ошибки. Кто-то, наоборот, превозносит его как образец православного политика и видит причину всех российских проблем во внешнем влиянии. У каждой позиции своя аргументация, свои факты и видение истории. Это уже давно вопрос идеологии, а не фактологии, поэтому единого мнения не может быть по определению».
Отец Силуан подчеркнул, что странно называть «слабым» правителя, который царствовал 23 года и при котором государство достигло невиданных прежде успехов. Похожие процессы шли и в других государствах, в той же Германии, правителя которой меньше всего можно назвать «слабовольным».
При рассмотрении первых десятилетий советской истории, вне зависимости от оценки правления последнего царя, видно, что его свержение привело к Гражданской войне и репрессиям. Главная задача — осознать причины братоубийственной войны.
Историк Михаил Шкаровский рассказал, что 30 лет занимается темой Царской семьи. Началось с того, что режиссер Карен Шахназаров обратился в Российский государственный исторический архив, когда снимал фильм «Цареубийца». В то время была в ходу гипотеза, что высшее руководство непричастно к расстрелу Романовых и решение было принято местными властями. Были найдены документы, подтверждающие, что это не так. Троцкий настаивал на суде над «бывшим императором», Ленин не возражал, но считал это преждевременным. Уральские большевики были за немедленный расстрел. Комиссар Голощекин 4-10 июля ездил в Москву, ему отказали в расстреле без суда. Но Белая армия приближалась к Екатеринбургу. Сохранилась телеграмма Голощекина и Сапарова Зиновьеву с предложением, если суд провести невозможно, расстрелять узников Ипатьевского дома. Зиновьев переслал телеграмму Ленину и Свердлову. Был ли ответ или ответом было молчание, принятое Уральским облсоветом за согласие, не известно.
Заведующая библиотекой Голицына Елена Конюхова рассказала о посвященных Царской семье редких книгах из фондов этого собрания, в частности, о книге «Обезьянья революция», написанной сыном врача Евгения Боткина Глебом для царских детей. Рукописная книга оказалась в Америке. Дочь Глеба Боткина передала ее в Библиотеку Конгресса. Она вышла тиражом 35 тысяч экземпляров, но стала библиографической редкостью. На русском языке не издавалась.
Член Русского географического общества Владимир Дервенев отметил, что императору солгали, чтобы заставить его отречься от престола: отнюдь не все офицерство и не все духовенство были за отречение.
По итогам конференции была принята резолюция, в которой подчеркивается, что при обсуждении событий столетней давности необходимо избегать крайностей в оценках, не навешивать ярлыки. Одной из крайностей является царебожие, другой — замалчивание национальной трагедии — последовавшей гибели сотен тысяч людей ради недостижимых идеалов. Стремление к миру и согласию в обществе — это естественная позиция православного христианина.
Были представлены новые издания — книги Святейшего Патриарха Кирилла «Верные Господу. Царская семья» и сборник проповедей митрополита Варсонофия «О пользе здорового духа для здорового тела».
Завершили конференцию экскурсия по музею новомучеников и исповедников Санкт-Петербургской епархии.
Санкт-Петербургская митрополия/Патриархия.ru