Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Глава Курской митрополии выступил на дискуссионной площадке работников сферы образования Курской области

Глава Курской митрополии выступил на дискуссионной площадке работников сферы образования Курской области
Версия для печати
25 августа 2017 г. 18:23

24 августа 2017 года в рамках областного педагогического совещания работников сферы образования в Курском государственном университете (КГУ) состоялось заседание дискуссионной площадки «Актуальные вопросы научно-методического сопровождения профессионального роста педагога, реализующего программы духовно-нравственного воспитания».

В работе приняли участие митрополит Курский и Рыльский Герман, председатель областного Комитета образования и науки Е.В. Харченко, ректор КГУ А.Н. Худин, заведующий кафедрой факультета теологии и религиоведения КГУ В.М. Меньшиков, духовенство, специалисты органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов, руководители общеобразовательных учреждений, руководители методических объединений, преподаватели курсов «Основ религиозных культур и светской этики», «Основ православной культуры», «Основ духовно-нравственной культуры народов России».

Встреча началась с молебна перед началом нового учебного года в храме свв. Кирилла и Мефодия при Курской государственном университете. Богослужение совершил митрополит Герман в сослужении настоятеля университетского храма, руководителей и сотрудников отделов религиозного образования и катехизации Курской, Железногорской и Щигровской епархий, входящих в состав митрополии.

В актовом зале КГУ участников приветствовали Е.В. Харченко, митрополит Герман и А.Н. Худин.

В своем выступлении глава Курской митрополии отметил, что в регионе в последнее десятилетие сложились конструктивные, деловые взаимоотношения Церкви и органов образования. В подавляющем большинстве школ и во многих детских садах изучаются основы православной культуры. Выбор модуля ОПК в рамках курса ОРКиСЭ в наступающем учебном году составит более 77%. «Это результат нашей системной многолетней работы по духовно-нравственному воспитанию и образованию, которую мы проводим вместе с Администрацией Курской области», — отметил митрополит Герман.

Анализ 20-летнего опыта преподавания курса ОПК в образовательных учреждениях Курской области свидетельствует о его положительном значении для духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Однако сложившаяся в последние годы практика жесткого разделения учащихся при изучении этого курса в соответствии с выбором одного из модулей в рамках курса ОРКиСЭ, начиная с детского сада, приводит к тому, что в сознании учителей, родителей и учеников складывается антагонистическое разделение культуры и нравственности на религиозную и светскую составляющие, их противопоставление. Тем самым ОПК в рамках ОРКиСЭ в понимании родителей и детей превращаются в сугубо клерикальный предмет.

Очевидна ошибочность такой установки, поскольку содержание предмета носит исключительно культурологический, а не миссионерский характер. Как и преподавание любой школьной дисциплины, оно направлено на решение общеобразовательных задач. Архипастырь подчеркнул: «Курс ОПК не готовит будущих священнослужителей и прихожан для Церкви, подобно тому как музыку в школе изучают в целях эстетического развития ребенка, а не для того, чтобы готовить композиторов или слушателей концертных программ».

По мнению митрополита Германа, наиболее оптимальным путем разрешения сложившегося противоречия могло бы стать введение в общеобразовательных учреждениях вместо «Основ православной культуры» предмета «Основы духовно-нравственной культуры», в содержание которого были бы положены традиционные российские духовно-нравственные и гражданско-патриотические ценности в сочетании с отечественной религиозной и светской культурой.

Участники дискуссионной площадки обсудили проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в Курской области; совершенствование научно-методического сопровождения профессионального роста учителя, реализующего предметы, дисциплины, модули, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры; актуальные вопросы обновления программ духовного воспитания в условиях реализации ФГОС; особенности организации деятельности регионального отделения УМО по предметной области ОРКиСЭ, ОДНКР; актуальные направления работы с педагогами и родителями в дошкольных образовательных организациях; организации проектно-исследовательской деятельности, направленной на реализацию задач духовно-нравственного воспитания обучающихся.

В ходе дискуссии было подчеркнуто, что для обеспечения оптимальных условий формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся в контексте реализации ФГОС необходимо достижение единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания на всех уровнях образования.

По итогам дискуссионной площадки «Актуальные вопросы научно-методического сопровождения профессионального роста педагога, реализующего программы духовно-нравственного воспитания» была принята резолюция.

Курская епархия/Патриархия.ru

Материалы по теме

3000 комплектов учебных пособий по ОПК переданы Симбирской епархией в школы Ульяновской области

В Сочи состоялись духовно-образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Глава Симбирской митрополии предложил рассмотреть вопрос об объявлении Радоницы выходным днем в Ульяновской области

Пленарное заседание XXIX региональных Питиримовских духовно-образовательных чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений» прошло в Тамбове

В Нижнем Новгороде состоялась международная конференция «Сохранение исторической памяти: к 80-летию преставления Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского)»

В Санкт-Петербурге состоялось заседание совета по теологическому образованию

Проректор Екатеринбургской духовной семинарии по общим вопросам удостоен благодарности Российской академии образования

Все материалы с ключевыми словами