24 августа 2017 года в рамках областного педагогического совещания работников сферы образования в Курском государственном университете (КГУ) состоялось заседание дискуссионной площадки «Актуальные вопросы научно-методического сопровождения профессионального роста педагога, реализующего программы духовно-нравственного воспитания».
В работе приняли участие митрополит Курский и Рыльский Герман, председатель областного Комитета образования и науки Е.В. Харченко, ректор КГУ А.Н. Худин, заведующий кафедрой факультета теологии и религиоведения КГУ В.М. Меньшиков, духовенство, специалисты органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов, руководители общеобразовательных учреждений, руководители методических объединений, преподаватели курсов «Основ религиозных культур и светской этики», «Основ православной культуры», «Основ духовно-нравственной культуры народов России».
Встреча началась с молебна перед началом нового учебного года в храме свв. Кирилла и Мефодия при Курской государственном университете. Богослужение совершил митрополит Герман в сослужении настоятеля университетского храма, руководителей и сотрудников отделов религиозного образования и катехизации Курской, Железногорской и Щигровской епархий, входящих в состав митрополии.
В актовом зале КГУ участников приветствовали Е.В. Харченко, митрополит Герман и А.Н. Худин.
В своем выступлении глава Курской митрополии отметил, что в регионе в последнее десятилетие сложились конструктивные, деловые взаимоотношения Церкви и органов образования. В подавляющем большинстве школ и во многих детских садах изучаются основы православной культуры. Выбор модуля ОПК в рамках курса ОРКиСЭ в наступающем учебном году составит более 77%. «Это результат нашей системной многолетней работы по духовно-нравственному воспитанию и образованию, которую мы проводим вместе с Администрацией Курской области», — отметил митрополит Герман.
Анализ 20-летнего опыта преподавания курса ОПК в образовательных учреждениях Курской области свидетельствует о его положительном значении для духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Однако сложившаяся в последние годы практика жесткого разделения учащихся при изучении этого курса в соответствии с выбором одного из модулей в рамках курса ОРКиСЭ, начиная с детского сада, приводит к тому, что в сознании учителей, родителей и учеников складывается антагонистическое разделение культуры и нравственности на религиозную и светскую составляющие, их противопоставление. Тем самым ОПК в рамках ОРКиСЭ в понимании родителей и детей превращаются в сугубо клерикальный предмет.
Очевидна ошибочность такой установки, поскольку содержание предмета носит исключительно культурологический, а не миссионерский характер. Как и преподавание любой школьной дисциплины, оно направлено на решение общеобразовательных задач. Архипастырь подчеркнул: «Курс ОПК не готовит будущих священнослужителей и прихожан для Церкви, подобно тому как музыку в школе изучают в целях эстетического развития ребенка, а не для того, чтобы готовить композиторов или слушателей концертных программ».
По мнению митрополита Германа, наиболее оптимальным путем разрешения сложившегося противоречия могло бы стать введение в общеобразовательных учреждениях вместо «Основ православной культуры» предмета «Основы духовно-нравственной культуры», в содержание которого были бы положены традиционные российские духовно-нравственные и гражданско-патриотические ценности в сочетании с отечественной религиозной и светской культурой.
Участники дискуссионной площадки обсудили проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в Курской области; совершенствование научно-методического сопровождения профессионального роста учителя, реализующего предметы, дисциплины, модули, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры; актуальные вопросы обновления программ духовного воспитания в условиях реализации ФГОС; особенности организации деятельности регионального отделения УМО по предметной области ОРКиСЭ, ОДНКР; актуальные направления работы с педагогами и родителями в дошкольных образовательных организациях; организации проектно-исследовательской деятельности, направленной на реализацию задач духовно-нравственного воспитания обучающихся.
В ходе дискуссии было подчеркнуто, что для обеспечения оптимальных условий формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся в контексте реализации ФГОС необходимо достижение единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания на всех уровнях образования.
По итогам дискуссионной площадки «Актуальные вопросы научно-методического сопровождения профессионального роста педагога, реализующего программы духовно-нравственного воспитания» была принята резолюция.
Курская епархия/Патриархия.ru