14 мая 2017 года Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Тихон совершил Божественную литургию в Николаевском соборе Вашингтона. Предстоятелю Православной Церкви в Америке сослужили председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, управляющий Патриаршими приходами в США епископ Наро-Фоминский Иоанн, епископ Санта-Розский Даниил.
В богослужении также участвовали члены делегации Русской Православной Церкви на Всемирном саммите в защиту гонимых христиан: заместитель председателя ОВЦС Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич и проректор по учебной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия иеромонах Иоанн (Копейкин); клирик Патриарших приходов в США протоиерей Ярослав Лутошкин, а также клирики Николаевского собора. За богослужением молился бывший представитель Православной Церкви в Америке в Москве протопресвитер Даниил Губяк.
По окончании чтения Евангелия митрополит Иларион произнес проповедь:
«Христос Воскресе!
Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодняшнее Евангелие рассказывает нам о встрече Спасителя с самарянкой и их беседе. Очевидно, что беседа эта, случившаяся по дороге через Самарию в Галилею, близ города Сихарь, произвела большое впечатление на апостолов, потому что евангелист Иоанн передает ее содержание в подробностях. Сохранились изображения этой встречи и в древнейших христианских катакомбах, что еще раз говорит о том, какое значение имел этот евангельский сюжет для первых христиан.
Самаряне родственны иудеям по происхождению, языку и культуре, но в вере между ними были глубокие различия: признавая Закон и Пятикнижие Моисеево, самаряне были склонны и к почитанию языческих богов. По этой причине иудеи, вернувшись из Вавилонского плена, не допустили их к восстановлению Иерусалимского храма, и самаряне построили себе свой храм, на горе Гаризим. Это место было выбрано ими не случайно: гору Гаризим, вместе с горой Гевал, избрал Моисей для ежегодного чтения Закона всему собранию народа Израилева (Втор. 27:12). Здесь же, у подножия Гаризим, сохранился до наших дней и тот древний колодец, который, по преданию, был высечен еще ветхозаветным патриархом Иаковом, и у которого самарянская женщина встретила Христа.
И гора Гаризим, и колодец Иакова были святынями как для иудеев, так и для самарян. Но правоверные иудеи презирали самарян настолько, что даже не разговаривали с ними. Неудивительно, что центральной точкой, вокруг которой развертывается беседа, стал острый вопрос об истинности богопочитания.
Для самарянки важна историчность, исконность традиции — она неизменно ссылается на своих предков: на отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь (Ин. 4:12); на то, что отцы наши поклонялись Богу на этой горе (Ин. 4:20)… Спаситель отвечает на вопросы с божественным смирением и любовью. Он не отвергает ветхозаветную традицию, и не заявляет, что Он больше праведного Иакова, как то предположила в насмешку самарянка. Он не доказывает истинности богопочитания в Иерусалиме и не обличает бойкую собеседницу в идолопоклонстве и невежестве, как поступил бы, возможно, оскорбленный иудейский законоучитель. Он лишь с кротостью открывает ей превосходство воды живой (Ин. 4:10) над водою из колодца патриархов; Евангелия — над ветхим Законом во всяком его понимании; Христова благовестия — над сводом правил и заповедей; дара благодати Христовой — над даром ветхозаветной праведности. Наконец, отвечая на вопрос о Мессии, то есть о Христе, он говорит ей так прямо, как не говорил и апостолам: это Я, Который говорю с тобою (Ин. 4:26). Так в повествовании евангелиста Иоанна библейский колодец Иаковль преображается в бездонный символ богопознания, в глубочайший духовный образ личной встречи со Христом.
Святые отцы и, в частности, святитель Иоанн Златоуст, толкуя евангельский образ воды живой, навсегда утоляющей жажду, видят в ней благодать Святого Духа. Вода оживляет мертвое и иссохшее, для жителя пустыни она означает очищение и новую жизнь. Так благодать Святого Духа очищает и животворит всякого верующего в Церкви, давая ему силы принимать, любить и познавать Христа. Если мы хотим, чтобы эта благодать сделалась в нас источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14), она должна стать для нас мерилом жизни во Христе. И всякий христианин, приобретший ее, должен каждодневно отдавать себе отчет: не потерял ли я остроту и живость духовного восприятия повседневности, не оскудело ли мое сердце любовью Христовой, не превратилась ли моя духовная жизнь в свод омертвелых привычек, правил и установлений?
По известному определению Владимира Лосского, Предание — это «жизнь Духа Святого в Церкви». Подлинная традиция богопочитания обретает полноту вечной жизни лишь во Христе, в Предвечном и Божественном Слове, направляющем ход истории. И праведность ветхозаветных патриархов, и закон Моисеев — все, что справедливо и благо в истории человечества — является таковым во Христе. Ибо Он есть Альфа и Омега, начало и конец истории, и Он преображает эту историю, по сказанному Им слову Откровения: Жаждущему дам даром от источника воды живой (Ин. 21:6). Эту историю, это живое Предание мы храним и созидаем, по благодати Божией, будучи христианами, в нашей Православной Церкви.
Жизнь каждого христианина, до тех пор, пока она остается подлинно таковой — это благовестие. Самарянка (а в Церкви мы ее почитаем как святую мученицу Фотинию), узнав Спасителя, тут же пошла и рассказала о Нем всем своим соседям — и, по выражению святителя Иоанна Златоуста, целый город привела ко Христу. Но, даже не говоря ни слова о Христе, христианин нравом и образом жизни свидетельствует о Нем каждый день. Такое свидетельство сродни мученичеству, это свидетельство собственной жизнью; и оно единственно ценное, ибо это свидетельство Духа, живущего в человеке и устремляющего его к жизни вечной. Для человека, живущего Духом, жизненный подвиг и благовестничество становятся столь же насущными, как и ежедневная пища, по слову и примеру Спасителя: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин. 4:34). Такой человек не будет ждать, пока наступит жатва: для него нивы побелели и поспели уже сейчас (Ин. 4:35).
В чтении из книги Деяний мы слышали сегодня о том, как ученики апостолов в Антиохии, обращенные из язычества, в первый раз стали называться христианами (Деян. 11:26). Между этим событием и сегодняшней Божественной литургией здесь, в этом храме, — 2000 лет человеческой истории. Но в Церкви мы едины с первыми христианами, они присутствуют с нами здесь, за Божественной Евхаристией, и молятся за нас, а мы — за них. Потому что Церковь Божия, изобилуя благодатными дарами Святого Духа, являя эти дары в богатстве Священного Предания и в проповеди Евангелия, жива и неизменна в своем молитвенном единстве.
Ваше Блаженство, дорогой Владыка Тихон! Православная Церковь в Америке — Церковь миссионерская и динамично развивающаяся, но уже со своей историей благочестия и святости. Эта история наполнена изобилующей жизнью Духа, приобщаясь к которой все больше людей прилагается к вашей Поместной Церкви. В этом году мы празднуем 100-летие интронизации на Московском Патриаршем Престоле святителя Тихона, исповедника Русской Церкви, положившего, как и целый ряд русских пастырей и миссионеров, немало сил и трудов для устроения Православия в Америке. Вы не только носите имя святого Тихона, но и являетесь продолжателем его апостольских трудов, как и Ваши предшественники на первосвятительской кафедре Православной Церкви в Америке, а до этого — Североамериканской епархии и затем Митрополии.
Столетие призвания святителя Тихона к Патриаршеству мы отмечаем в год, когда Россия вспоминает и вековую годовщину кровавых революционных событий, радикально изменивших жизнь христиан в нашей стране и многими отголосками повлиявших и на положение Православия в Америке. Однако в горниле огненных испытаний устояла и в страданиях усовершилась Русская Церковь. Уцелел и получил новое зрелое развитие и плод спасительного сеяния Господня, совершавшегося русскими подвижниками на Американском континенте. Его нынешнее полновесное бытие неотделимо от его истории, а радости и успехи Американской Церкви были и остаются славою о Господе Церкви Русской, по слову Христову: И сеющий и жнущий вместе радоваться будут (Ин. 4:36).
Сердечно поздравляю всех здесь присутствующих с продолжением празднования Святой Пасхи. Пусть радость о Христе воскресшем не оставляет ваших сердец! Христос Воскресе!»
По окончании богослужения Блаженнейший Митрополит Тихон тепло приветствовал митрополита Волоколамского Илариона как представителя Русской Православной Церкви, от которой Православная Церковь в Америке унаследовала свою духовную традицию.
Предстоятель Православной Церкви в Америке также отметил значимость Всемирного саммита в защиту гонимых христиан, в котором приняли участие делегации Русской Православной Церкви и Православной Церкви в Америке, подчеркнув, что мероприятие столь высокого уровня должно привлечь внимание мирового сообщества к теме масштабных преследований христиан.
Председатель ОВЦС поблагодарил Митрополита Тихона за приглашение посетить Свято-Николаевский собор и принять участие в соборном служении Божественной литургии. Еще раз напомнив, что в 2017 году исполняется сто лет со дня избрания святителя Тихона, называемого «апостолом Америки», Патриархом Московским и всея Руси, иерарх подчеркнул,что эта дата является значимой как для Русской Православной Церкви, так и для Православной Церкви в Америке.
Митрополит Иларион также тепло приветствовал присутствовавших за богослужением протопресвитера Даниила Губяка и матушку Евдокию Губяк, поделившись воспоминаниями о времени совместного служения с отцом Даниилом в храме святой великомученицы Екатерины на Всполье.
В завершении богослужения Митрополит Тихон и Владыка Иларион обменялись памятными подарками.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru