1 декабря 2015 года в Ставрополе состоялось пленарное заседание IV Ставропольского форума Всемирного русского народного собора. К собравшимся обратился митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, Ваше Превосходительство, уважаемый губернатор, высокие гости и эксперты, представители традиционных религий России, всечестные отцы, братья и сестры, дамы и господа!
Всех вас сердечно приветствую с началом очередных плодотворных дискуссий и солидарного поиска ответов на вопросы, стоящие перед русской цивилизацией. Рад видеть знакомые лица и наших постоянных гостей, которые уже четвертый раз приезжают для участия в Ставропольском форуме. С надеждой встречаю также новых друзей, неравнодушных к проблемам русского народа и готовых трудиться для его блага.
Сегодня наша встреча проходит под знаком 1000-летия святого равноапостольного великого князя Владимира. Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии XIX Всемирного русского народного собора, «христианство — религия универсальная, но не унифицирующая. Бог предоставляет каждому народу возможность раскрыть свои дарования и не утратить национального лица. В этом равенстве различающихся народов, в этом уважении к многообразию культур, в этом отрицании превосходства — наше понимание христианства, в этом — особенность нашей цивилизации… С христианским выбором князя Владимира непосредственно связан русский социальный идеал — идеал нравственного общества и государства, предполагающий бережное отношение к подлинным ценностям и историческому опыту народа».
Эти духовные ценности разделяют многие народы Русской цивилизации, находящие в них созвучие с основами своих традиционных религий. Наш форум будет посвящен одним из базовых ценностей — ценностям семейным, — их актуализации в перспективе вызовов XXI века, а также путям решения имеющихся проблем. Состояние семьи сегодня — один из самых болезненных вопросов. К сожалению, у нас в обществе еще нет полного понимания тех процессов, которые происходят сейчас с семьей, равно как и в государстве нет единого органа, который бы комплексно осуществлял семейную политику. Поэтому нам особенно важно поднять широкое обсуждение этой животрепещущей темы. В последние годы предпринято много усилий для решения отдельных семейных проблем, но по-прежнему семья находится в глубоком кризисе и современный мир ставит перед ней все новые и новые вызовы.
Давайте будем честны и посмотрим правде в лицо. Большинство браков в России сегодня распадается. В прошлом году по стране на 100 браков пришлось в среднем 56 разводов — и это включая вторые и последующие браки! А из молодых людей, впервые вступающих в брак, сохранить семью удается только одному из пяти. 75% разводов по нашему краю, в некоторых районах из 120 зарегистрированных в прошлом году браков сегодня 100 уже расторгнуто. А ведь почти 80% разведенных семей имеют несовершеннолетних детей, которые все видят и страдают. Два миллиона процессов по алиментам — еще цветочки. Самое страшное, что дети перенимают негативный опыт старших и, вырастая, часто не умеют нести ответственность за свою семью. Они разводятся также легко, как их родители, или вообще боятся вступать в брак, чтобы потом не разводиться.
Среди молодых людей в возрасте 20-25 лет без регистрации сожительствует каждая третья пара, младше 20 лет — больше половины (это данные Всероссийской переписи)! О какой любви может идти речь, если сокровенная тайна супружеских отношений подменяется подобием детской игры «в дочки-матери»? Только дети от такой игры в мужа и жену рождаются настоящие, и страдают они по-настоящему — оттого, что нарушена заповедь Божия «не прелюбодействуй» (не переступай через любовь, не попирай ее), оттого, что к их приходу не готово самое главное — родители еще не разобрались в своих отношениях. Сегодня во многих регионах нашей страны каждый пятый ребенок рождается у одинокой женщины, а каждый двадцатый даже не имеет имени отца в своем свидетельстве о рождении. О какой ответственности может идти речь, если взрослые люди не берут на себя гарантированных обязательств даже перед самыми близкими?
Да что говорить о правовых гарантиях? Каждый третий, с позволения сказать, «родитель» не способен сделать выбор между жизнью своего будущего ребенка и любыми другими, по большей части материальными, соображениями: ежегодно в России рождается около двух миллионов детей, а миллион беременностей при этом искусственно прерывается. Эта позорная цифра уменьшается, но крайне медленно — мало запретить рекламу абортов или даже изъять их из системы медицинского страхования. Сам Святейший Патриарх, озвучив эту инициативу, говорит о необходимости комплексных мер в этой сфере. Да, иногда для сокращения числа абортов надо решать и материальные проблемы семей, но главное — само общество должно переродиться, вернуться к своим подлинным ценностям и приоритетам. Проблема давняя и серьезная, но вопрос необходимости ее решения не обсуждается, мы можем дискутировать лишь о методах решения. Если в нашем обществе еще раздаются споры о том, с какого момента надо беречь человеческую жизнь, — значит оно все еще в состоянии безумия.
В обществе, которое не хочет детей, социальное сиротство становится только вершиной айсберга. По последним данным Росстата за год в России выявляется около 80 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Еще каких-то десять лет назад эта цифра была почти в два раза больше. Есть положительная динамика, как и по абортам, но по-прежнему страшно, что большинство этих детей — сироты при живых родителях. Это ценностный кризис. Это результат духовной болезни. Наше общество только начинает борьбу с бациллой извращенных понятий, оно только начинает вспоминать, что такое настоящая семья. Увы, приходя в себя, мы стали чувствовать и боль — переживать симптомы этого кризиса. Мы вдруг заметили, что Россия уже многие годы занимает верхние строчки скорбных мировых рейтингов по числу детских самоубийств (первое место в Европе), и если с начала 2000-х гг. частота суицида взрослых у нас постепенно снижается, то среди подростков положительных тенденций нет, и доля детских суицидов в три раза превосходит среднемировые показатели.
Как правило, одной из главных причин этих горьких явлений называют распространение интернета. Но неужели в других странах нет интернета? Проблема гораздо глубже… Что объединяет детей, переживших суицид? Они все ощутили, что никому не нужны, они отчаялись. Атмосфера в обществе меняется с каждой разбитой семьей, с каждой сознательно прерванной беременностью, с каждым ребенком, которого бросил один или оба родителя. И когда эти цифры достигают критических масштабов, обязательно найдется определенное количество хрупких и уязвимых душ, которые почувствуют эту атмосферу самим нутром, не смогут найти своего места в жизни и сведут с ней счеты. Для православного христианина это самый страшный грех, другими традиционными религиями он тоже осуждается. Так насколько же мы удалились от своей традиции, если опережаем в этом зле большую часть планеты? И какой путь нам еще предстоит пройти… Мы не берегли как должно свои традиционные семейные ценности, поэтому и пожинаем теперь горькие плоды.
Говорят, что правила дорожного движения написаны кровью. Я бы сказал, что заповеди Божии: «Чти отца твоего и мать твою», «Не убий», «Не прелюбодействуй» и другие — написаны кровью сердец. Эти заповеди берегут любовь — самое ценное, самое святое в нашей жизни. Семья — это воплощение любви, это осколок рая на земле, островок счастья в нашем мире, который надо защищать. И мы будем сражаться за каждую семью, за каждого ребенка, за каждую жизнь, потому что это наши семьи, наши дети и наше счастье. Мы должны объединиться в этой борьбе за сохранение семьи — все вместе, люди разных религий и национальностей. Нам есть на что опереться: добрые традиции крепкой семьи есть и на Кавказе, и у нашего славного казачества. За плечами России — многовековая история борьбы за тихий свет домашнего очага, добрую память почивших предков и счастье малых детушек. Наша встреча — тоже часть этой общей духовной битвы, и да поможет нам Бог!
Ставропольская митрополия/Патриархия.ru