Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

В Приамурской митрополии завершились торжества по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира

В Приамурской митрополии завершились торжества по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира
Версия для печати
26 сентября 2015 г. 21:30

26 сентября 2015 года председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, находившийся в Хабаровске по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках программы участия постоянных членов Священного Синода Русской Православной Церкви в епархиальных торжествах по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Хабаровска в сослужении митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия, епископа Биробиджанского и Кульдурского Ефрема, епископа Николаевского Аристарха, викария Хабаровской епархии, и духовенства Приамурской митрополии.

После богослужения председателя ОВЦС тепло приветствовал митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, который выразил радость от совместного молитвенного прославления великого русского святого и Крестителя Руси – равноапостольного князя Владимира.

Митрополит Иларион, передав собравшимся первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в частности, сказал:

«По благословению Святейшего Патриарха Кирилла по всей Святой Руси совершаются празднования в честь 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. С именем великого князя связано событие в истории нашего Отечества, значение которого невозможно переоценить. Владимир был князем языческого народа, и когда встал вопрос о выборе религии, он оказался перед непростым выбором. К нему приходили послы от соседних народов: католики, магометане, иудеи, православные. И как честный политик, заботящийся о своем народе, князь Владимир направлял и своих послов в разные страны, чтобы те смогли воочию убедиться, как там живут люди, как они веруют и молятся Богу.

По возвращении послы докладывали князю об увиденном. Они рассказывали, как побывали в мечети, как общались с хазарами, что видели в других местах. Но совершенно особыми словами и с невыразимым чувством они описали свое посещение Царьграда – Константинополя, где присутствовали на богослужении в храме святой Софии. "Мы не знаем, где были — на небе или на земле. Знаем только, что такой красоты на земле не бывает" — говорили они князю. И, конечно, их восторг был вызван вовсе не архитектурой храма или красивыми иконами, или запахом ладана, но прежде всего той неземной красотой, с которой они соприкоснулись. Все благолепие наших храмов и нашего богослужения блекнет перед этой красотой, являясь лишь слабым ее отражением.

Мы с вами приходим в храм Божий, участвуем в Божественной литургии, и порой сами ощущаем себя так, что не знаем, на небе мы или на земле. Это не потому, что храм великолепно построен, или хор красиво поет — здесь само Небо спускается на землю и Сам Господь пребывает среди нас и, раскрывая наши сердца, дает нам почувствовать Свое Божественное и благодатное присутствие.

Конечно, все благолепие храмов является свидетельством нашей любви к Богу, и когда за богослужением молитвенно поет хор, как сегодня — не как на концерте, а предстоя Богу — мы все пребываем в духе соборного служения и соборной молитвы.

Мы знаем по собственному опыту, что хотя Господь слышит молитву каждого человека, келейная молитва у себя дома и соборная молитва в святом храме — совсем не одно и то же. Бог  везде слышит  нашу молитву, но когда мы молимся вместе, то наша молитва многократно усиливается осознанием того, что все мы являемся единым телом Христовым. Это чувство единства друг с другом и со Христом с особой силой приходит к нам тогда, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, ибо Сам Господь вселяется в нас и Его Тело становится частью нашего тела, а Его Кровь течет в наших жилах. Мы ощущаем, что Бог не где-то далеко на небесах, а рядом с нами и внутри нас.

Выбор святого князя Владимира, прежде всего, был пророческим, ибо ему было открыто, что народ, который он получил от Бога, будет просвещён христианской верой и принесет плоды, которые ожидает от него Господь.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали слова Господа, которые смутили многих из Его окружения: "Кто любит отца или матерь больше Меня, тот недостоин Меня. И кто любит сына или дочь больше меня, тот недостоин Меня. И кто не берет своего креста и не следует за Мной, тот недостоин Меня" (см. Мф. 10, 37-38).

Что это означает? Неужели Господь призывает нас не любить своих родителей или детей? Нет, мы должны всем сердцем любить и родителей, и детей. Господь говорит лишь о том, что выше земной человеческой любви является любовь к Богу. Когда Господь испытывал веру Авраама, то Он не велел ему отказаться от богатства, отдать свой скот или своих рабов другим людям. Он сказал: "Пойди на гору и принеси Мне в жертву своего любимого сына". И Авраам, не задумываясь, отправился в трехдневное путешествие, чтобы дойти до вершины горы, которая была указана ему как место жертвоприношения. Он был готов принести в жертву самое дорогое, что у него есть — свое дитя.

Господь иногда требует от нас очень большую жертву, но ни одна жертва, принесенная Богу, не остается без вознаграждения. Бог посылает богатые дары тому, кто способен возлюбить Его больше своих ближних. И когда мы ставим Бога на первое место, то все остальное в нашей жизни выстраивается вокруг этой любви как единого стержня. Если мы будем любить Бога, то Господь научит нас любить не только наших родных и близких, но и врагов, научит нас благословлять ненавидящих нас и молиться за обижающих нас.

Человеческими силами этого достичь невозможно. Но если в нас живет Господь, эта любовь таинственным образом начинает произрастать в наших сердцах, даря нам удивительное ощущение единства и гармонии со всем миром. Мы перестаем делить людей на друзей и врагов, на тех, кто нам дорог и нет. Так же и Господь никогда не делит людей на праведных и грешников, на верующих и неверующих, а всех воспринимает как Своих детей, и любит каждого вне зависимости, взаимна ли эта любовь, следует ли человек Его заповедям и вообще верит ли в Его существование. Господь заботится о каждом из нас. Вот тайна, которую раскрывает нам Священное Писание. И эта тайна открывается нам всякий раз, когда мы приходим в храм Божий и приобщаемся Тела и Крови Христовых.

Если бы князь Владимир поставил наш народ на другую стезю, не было бы у нас возможности причащаться Святых Христовых Таин и ощущать близость Господа к нам. Не было бы в истории нашего народа тех обильных благословений Божиих и не находились бы мы под покровом Пресвятой Богородицы. Возможно, без князя Владимира не было бы и нас самих. Поэтому по всей нашей Святой Руси проходят торжества в честь святого великого князя».

Обращаясь к митрополиту Хабаровскому и Приамурскому Игнатию, председатель ОВЦС поблагодарил его за миссионерское служение, которое архипастырь несет на Дальнем Востоке, вдохновляя множество людей, в том числе молодежь. «Как председателю Отдела внешних церковных связей, которому от лица Святейшего Патриарха поручено курировать отношения между Русской Православной Церковью и Китайской Автономной Православной Церковью, мне отрадно видеть, как Вы заботитесь о взаимодействии с Китаем и китайской диаспорой в нашей стране, — отметил митрополит Иларион.

В заключение иерарх пожелал всем присутствующим благословенной помощи Божией в несении жизненного креста и  молитвенного заступничества Пресвятой Богородицы.

В память о совместном богослужении митрополит Иларион преподнес в дар митрополиту Игнатию святую панагию. Общение иерархов продолжилось за братской трапезой в Хабаровской духовной семинарии.

В тот же день председатель ОВЦС в присутствии управляющего Приамурской митрополией и в сослужении духовенства Хабаровской епархии совершил закладку крестильного храма в честь равноапостольного князя Владимира на территории Иннокентьевского храма города Хабаровска и воздвиг поклонный крест на месте алтаря будущего храма.

После этого митрополит Волоколамский Иларион посетил Христорождественский храм города Хабаровска, в котором впервые побывал в 1985 году во время прохождения действительной воинской службы в рядах пограничных войск. В те годы этот храм был единственной действующей церковью Хабаровска.

В аэропорту Новый города Хабаровска председателя ОВЦС и его сопровождающих — сотрудника ОВЦС Д.И. Петровского и референта председателя ОВЦС А.А Ершова — провожали митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, заместитель председателя Правительства Хабаровского края по вопросам внутренней политики В.В. Марценко, духовенство и миряне Приамурской митрополии. Тепло простившись с провожающими его лицами, митрополит Волоколамский Иларион вылетел во Владивосток.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru