27 ноября 2013 года на заседании комиссии Межсоборного присутствия по вопросам религиозного образования и духовного просвещения управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор Киевской духовной академии и семинарии митрополит Бориспольский и Броварской Антоний выступил с докладом о процессах развития духовного образования и духовного просвещения, происходящих на Украине.
Ваше Высокопреосвященство! Дорогой владыка Меркурий! Собратья архипастыри! Дорогие отцы, братья и сестры!
Прежде всего, я хочу обратиться со словами приветствия ко всем членам комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения. Я искренне рад видеть всех вас. Думаю, что мы должны ценить очередную возможность вновь собраться вместе и обсудить те вопросы, которые определены в качестве приоритетных для нашей комиссии.
В своем вступительном слове я бы хотел познакомить вас с теми процессами, которые протекают в последнее время в системе духовного образования Украинской Православной Церкви. На заседаниях нашей комиссии мы уже обсуждали особенности развития системы духовного образования в разных странах, в которых действуют канонические структуры Русской Православной Церкви. Уже тогда мы обращали внимание комиссии на отличия украинского законодательства в сфере регламентации богословского образования, а также на специфику развития духовных и богословских учебных заведений в Украине.
В последние годы Учебный комитет при Священном Синоде Украинской Православной Церкви вел интенсивный диалог с Министерством образования и науки Украины, с представителями государственных высших учебных заведений, регулярно проводил совещания ректоров и представителей духовных школ Украины. Результатом этих дискуссий стала подготовка Концепции высшего духовного образования Украинской Православной Церкви, которая была принята Священным Синодом в Киеве 15 марта 2013 года (журнал № 24).
Эта Концепция стала определенным итогом развития учебных заведений нашей Церкви за минувшие четверть века.
В соответствие с новопринятой Концепцией в систему высшего духовного образования Украинской Православной Церкви входят, прежде всего, духовные училища, духовные семинарии и духовные академии. Духовное училище дает своим воспитанникам неполное высшее духовное образование и имеет своей целью подготовку церковных работников. Нормативный срок освоения учебной программы в училище составляет два года. Однако для принятия священного сана обучения в духовном училище недостаточно. Подготовкой кандидатов для пастырского служения занимаются духовные семинарии.
Семинария дает своим воспитанникам базовое высшее образование. Нормативный срок обучения в семинарии составляет четыре года. Уже в 2012 году во всех семинариях в Украине были введены дипломы единого образца, а именно дипломы бакалавров православного богословия. Новый диплом содержит всю информацию, которая имеется и в дипломах государственного образца.
Следующей ступенью в системе высшего духовного образования является духовная академия. В соответствие с новой Концепцией вторая ступень обучения будет теперь длиться два года и соответствовать образовательно-квалификационному уровню магистра. На этой ступени обучения студент получает полное высшее духовное образование.
В августе 2013 года по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Киевской духовной академии был проведен первый набор в магистратуру, а 25 сентября 2013 года Священный Синод Украинской Православной Церкви утвердил открытие магистратуры при КДА (журнал № 64). К настоящему времени в КДА уже приняты Положение о магистратуре и Положение о магистерской работе.
Все предметы, изучаемые в магистратуре, делятся на две группы: общеобязательные и специальные. В первом семестре изучаются только общеобязательные дисциплины. Мы приняли решение ввести специализацию со второго семестра. К концу первого семестра обучения каждый студент магистратуры должен выбрать для себя специализацию и закрепить тему магистерской работы.
Если в старой академии преобладала лекционная система преподавания, то теперь в магистратуре введены регулярные семинарские занятия по всем предметам. Также особое внимание уделено самостоятельной работе студентов.
Я хочу обратить внимание и на то, что в магистратуре КДА введена 100-бальная система оценивания, которая учитывает все виды работы студента: посещаемость занятий, участие в семинарах, выполнение индивидуальных заданий, самостоятельное чтение и освоение литературы, написание модульной контрольной работы. Составлены также таблицы пересчета оценок по 100-бальной шкале в традиционные оценки по пятибалльной системе.
При написании магистерской работы теперь все студенты в обязательном порядке должны вести журнал научно-исследовательской работы, в котором отображаются все этапы исследования. О ходе написания работы студенты будут регулярно отчитываться на соответствующих кафедрах.
В соответствие с Концепцией высшего духовного образования Украинской Православной Церкви духовная академия должна стать учебно-научным центром, в котором будут реализовываться учебные программы уровня бакалавра и магистра православного богословия, а также будут действовать аспирантура и докторантура. Предполагается, что аспирантура при Киевской духовной академии будет открыта после первого выпуска магистратуры (то есть в 2015 году). Нормативный срок обучения в аспирантуре на стационаре будет составлять 3 года. Выпускники аспирантуры, успешно защитившие кандидатские диссертации, смогут продолжить обучение в докторантуре с перспективой написании докторской диссертации.
В настоящее время в Киевской духовной академии параллельно существуют две программы обучения. Первый курс академии обучается по программе магистратуры, а второй, третий и четвертый курсы продолжают учиться по старой (четырехлетней) системе. Новых наборов на стационар четырехлетней академии более производиться не будет.
Таким образом, в 2012-13 гг. система высшего духовного образования Украинской Православной Церкви претерпела заметные изменения. Реализуя эти реформы, мы стремились сочетать все то лучшее, что есть в наших духовных школах с лучшими достижениями современной педагогической науки.
Что касается непростого вопроса о государственном признании духовных учебных заведений нашей Церкви, то пока что нам не удалось добиться его решения. Министерство образования и науки Украины сегодня далеко не во всем готово идти навстречу Церкви в деле государственной аккредитации духовных семинарий и академий.
Недавно в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины (в отношении признания документов об образовании и ученых степенях, которые выдаются духовными учебными заведениями)» (№ 2380а).
Он предполагает внесение изменений, прежде всего, в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», определяя, что духовные учебные заведения имеют право осуществлять образовательную деятельность по специальности «Богословие», а также открывать аспирантуру, докторантуру и создавать специализированные ученые советы. Духовные учебные заведения, в соответствие с предложенным законопроектом, смогут получить право на государственную аккредитацию с перспективой выдачи диплома государственного образца.
Также законопроект предполагает внесение ряда изменений в Закон Украины «Об образовании» с целью установить особый порядок аттестации выпускников духовных учебных заведений. На период прохождения духовными учебными заведениями процедуры государственной аккредитации законопроект предлагает считать документы о высшем образовании, ученые степени и научные звания преподавателей духовных учебных заведений эквивалентными соответствующим документам, выданным государственными органами. К настоящему времени законопроект № 2380а еще не был рассмотрен Верховной Радой Украины.
Украинская Православная Церковь всячески поддерживает эту законодательную инициативу. На наш взгляд, заложенные в указанном законопроекте нормы позволят существенно облегчить для духовных школ процедуру государственного признания.
Думаю, что все эти события заслуживают особого внимания нашей комиссии.
В заключение я хотел бы сердечно пожелать всем нам благословенных успехов в предстоящих трудах и выразить надежду, что общими усилиями мы сможем решить те непростые задачи, которые стоят сегодня перед системой церковного образования.
«Православное образование»/Патриархия.ru