19 ноября 2013 года под председательством епископа Макаровского Илария, викария Киевской митрополии, состоялось очередное заседание Комитета по биоэтике и этическим вопросам при Священном Синоде Украинской Православной Церкви.
В заседании приняли участие председатель Синодального отдела благотворительности и социального служения Украинской Православной Церкви архидиакон Сергий Косовский, заместитель председателя Синодального отдела по вопросам здравоохранения и пастырской опеки медицинских учреждений УПЦ протоиерей Геннадий Батенко, председатель комиссии по этике Национального медицинского университета им. А.А. Богомольца Петр Музыченко, постоянные члены Комитета по биоэтике и этическим вопросам УПЦ, представители православной общественности, церковных и светских СМИ.
На заседании был заслушан отчет о деятельности Комитета в 2013 году и принята резолюция по результатам деятельности Комитета.
В резолюции Комитета было высказано мнение значительной части экспертной среды и православной общественности относительно обсуждаемых в обществе проектов внедрения в Украине биомедицинских и социальных технологий, общей чертой которых является связь между биологическими и социальными аспектами жизнедеятельности человека.
В частности было констатировано, что:
1) практика трансплантации органов и биоматериалов от умершего донора вызывает невольное ожидание реципиентом смерти ближнего, что является разрушительным фактором для его личности и общественной морали;
2) в условиях рыночных отношений и господства в обществе утилитарных ценностей, культа жизни и здоровья любой ценой, трансплантационные технологии вместе с презумпцией согласия на посмертное донорство неотвратимо превратят человека в товар — совокупность органов и биоматериалов, которые могут подлежать купле-продаже на рынке медицинских услуг;
3) практическое применение технологии экстракорпорального оплодотворения и суррогатного материнства является ничем иным, как разновидностью торговли людьми — ведь в данном случае человеческое существо заказывается за деньги. Возникает недостойный человеческих отношений спрос на ребенка как товар с определенными физическими характеристиками и соответствующей потребительской стоимостью. Кроме того, данная практика приводит к пересмотру отношений человека с Богом: вместо Бога Творца и Спасителя выступают врачи и ученые, которые разрабатывают человека как проект и воплощают его в жизнь
4) духовно опасным и социально угрожающими выглядят претензии части ученых путем молекулярно-генетической диагностики предусмотреть все возможные проблемы со здоровьем человека, его физическое развитие и даже девиантное поведение — склонность к социально опасным поступкам и т.д. Этим обосновываются меры профилактики популяционного и социального здоровья путем контроля за репродуктивной функцией человека с использованием экстракорпорального оплодотворения и генетической информации человека
5) совершенно неприемлемы с христианской точки зрения концепции усовершенствования человеческой природы, искусственного расширения возможностей организма человека, перенос сознания на небиологический носитель и таким образом неограниченное продление человеческого существования.
Комитет считает, что перечисленные технологии и концептуальные подходы представляют целостное социокультурное явление — продукт мировоззренческого социально-философского дискурса, транслирующего идеологию так называемого трансгуманизма, а именно: преодоление несовершенного человеческого естества — болезни, старения, смерти, индивидуальных и общественных пороков внешними искусственными технологическими средствами, и построение на этом фоне полностью самодостаточной, автономной от природного мира и Божьего творения, человеческой цивилизации.
В этом контексте Комитет обращает внимание общественности и ответственных лиц на обращение Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира по случаю 80-летия голодомора: «Отречение от христианской морали никому не принесло счастья, и об этом свидетельствует многовековая история нашего Отечества. Рай без Бога обернулся для народа в ад. Этот суровый урок отечественной истории свидетельствует о бесплодности всех попыток построения государственного, политического и общественного строя без заповеданных Богом нравственных принципов. Такой порядок обречен на самоуничтожение».
Также на заседании Комитета был заслушан доклад Петра Музыченко «Биоритмы и их значение: так ли невинны игры со временем». В докладе на основании многочисленных наблюдений и научных исследований приводится опасность для человека изменения временного режима жизнедеятельности при переходе на сезонное время, отличное от естественного часового пояса. В настоящее зимнее время Украина живет по своим привычным биологическим ритмам, которые соответствуют ее часовому поясу. Следовательно, переход на так называемое «летнее время» нецелесообразен. В ходе обсуждения этого вопроса было также отмечено, что изменение временного режима жизнедеятельности является нарушением Богоданного порядка жизни, на что Комитет просит обратить внимание чиновников при очередном обсуждении данного вопроса.
Официальный сайт УПЦ/Патриархия.ru