В Амвросиевском приходе г. Милана (Италия), в рамках торжеств по случаю 1700-летия Миланского эдикта, состоялись VI Международные Амвросиевские чтения на тему «Миланский эдикт — начало христианизации общества».
21 сентября работу форума предварила Литургия, которую совершили руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк и епископ Гомельский и Жлобинский Стефан, сообщает сайт Гомельской епархии.
Приветствуя участников чтений, епископ Стефан огласил приветствие Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета:
«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Амвросий! Досточтимые участники чтений!
Сердечно благодарю Вас за приглашение принять участие в форуме, который является неотъемлемой частью миссии, осуществляемой на протяжении уже многих лет приходом святителя Амвросия Медиоланского в землях Италии.
В этом году исполняется 1700 лет со времени издания императором Константином Миланского эдикта, благодаря которому христианство перестает быть гонимым и впоследствии приобретает статус господствующей веры в Римской империи. Поэтому тема сегодняшних чтений здесь в Милане — совершенно естественна и даже обязательна.
С Миланского эдикта начинается становление христианства как мировой религии. Исследователи по-разному оценивают этот путь. Порой их выводы и оценки оказываются прямо противоположными!
И все же в ученом сообществе сохраняет силу представление о том, что именно благодаря христианству европейская цивилизация обязана своим особым историческим и культурным становлением. Учение о человеке как о носителе образа Божия — вот источник концепции, согласно которой каждая личность уникальна, неповторима и обладает неотъемлемыми правами на жизнь и счастье. Под влиянием Евангелия корректировалось право, происходила так называемая гуманизация общества, обнаружившая себя в отмене смертной казни, в социальной поддержке бедных и немощных, в защите материнства и детства.
Миланский эдикт как юридический памятник — это важнейшая веха в истории развития идей религиозной свободы и свободы совести: в нем подчеркивалось право человека исповедовать ту религию, которую он считает для себя истинной. Текст эдикта нам известен из Церковной истории Евсевия Кесарийского. Константин Август и его соправитель Лициний Август повелевают: "даровать и христианам, и всем свободно, но своему собственному желанию выбирать веру, дабы небесное Божество, как бы Его ни называли, относилось благосклонно и к нам, и к подданным нашим. Итак, руководствуясь здравым и правым смыслом, мы объявляем следующее наше решение: никому не запрещается свободно избирать и соблюдать христианскую веру и каждому даруется свобода обратить свою мысль к той вере, которая, по его мнению, ему подходит, дабы Божество ниспосылало нам во всех случаях скорую помощь и всякое благо" (Евсевий Памфил. Церковная история кн. 10. гл. 5 (4-5)).
Мы видим, что текст говорит о даровании всем права выбирать религию. На основании этого, полагаю, к Миланскому эдикту нужно относиться как событию, выходящему за рамки истории Церкви.
Став некогда отправной точкой в глобальном процессе взаимного примирения Государства и Церкви, Миланский эдикт породил понятие "симфонии", то есть — созвучия, согласия, баланса духовного и светского начал. "Симфония" — это осуществление призыва Христа отдавать кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22:21), ища прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6:33).
В естественном стремлении к личному и общественному благополучию человек не должен забывать об Источнике всяческих благ — Боге и о том вечном Царстве, которое Сын Божий стяжал для нас дорогой ценой Своей крови. Как сочетать эти две цели — спасение души и обустройство земного бытия? В размышлениях об этом нам должны помочь слова блаженного Августина: "Главная задача Церкви — подготовить человека к жизни в раю ещё при этой жизни, а главная задача государства — сделать всё, чтобы человек в своей временной земной жизни не жил как в аду".
Нельзя не упомянуть отдельно о том, что светские и духовные власти призваны вместе быть силой, удерживающей мир. Мир международный, мир в пределах одной страны, мир внутри человека... Мы знаем немало примеров того, как от мирного духа проистекает общее благо, а от вражды — общий вред. Сегодня мы видим огромный дефицит миротворческого начала. Речь идет в первую очередь о тех страданиях, которые несут наши братья и сестры в Сирии и в Египте. К «сожалению, властителям стран, ответственных за принятие решений глобального масштаба, не хватает сегодня той Константиновой широты и смелости, которые способны были бы сохранять и развивать мир на началах нравственности.
Конечно, "симфония" — это идеал, внедрение которого в жизнь требует большого ума, ответственности и личного ощущения всех нюансов церковно-государственных отношений. Надеюсь, что наше ученое собрание обсудит разные исторические прецеденты — и печальные, и утешительные. Сегодня по прежнему актуальной остается задача различать понятия "светскости" и "атеизма". Для нас также важно помять как, пребывая терпимым и толерантным, не оказаться равнодушным и безразличным к собственному духовному наследию.
Сердечно желаю всем участникам конференции обрести в ходе работы ответы хотя бы на малую часть актуальных вопросов, стоящих перед Церковью, обществом и государством. Созванный здесь форум должен внести свою лепту в укрепление межконфессионального мира, сохранение христианского культурного наследия и продвижение в обществе христианских ценностей. В чем да поможет нам всем Господь! Благодарю за внимание!».
Патриархия.ru