3 сентября 2013 года в трапезной палате Успенского храма Новодевичьего монастыря в Москве состоялась встреча педагогического актива Московской области с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием по вопросам преподавания предметов духовно-нравственного воспитания в областных образовательных учреждениях.
На совещании присутствовали первый заместитель председателя правительства Московской области Л.Н. Антонова, министр образования Московской области М.А. Кокунова, первый заместитель министра образования Московской области В.С. Запалацкая, настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова), помощник управляющего Московской епархией по церковно-общественным вопросам протоиерей Петр Иванов и др.
Обращаясь к присутствующим, митрополит Ювеналий, в частности сказал:
«Дорогие Лидия Николаевна, Марина Анатольевна и Марианна Юрьевна! Уважаемые участники встречи!
Сердечно поздравляю Вас с началом нового учебного года.
Мне доставляет особую радость приветствовать вас в Новодевичьем монастыре на традиционной встрече педагогов Подмосковья, которые радеют о распространении духовно-нравственного просвещения и его совершенствовании.
Замечательно, что в результате развития сотрудничества между Московской епархией и Министерством образования Московской области стали возможны наши ежегодные собеседования, в ходе которых мы совместными усилиями определяем направления педагогической деятельности, ориентированной на воспитание подрастающего поколения.
Когда зарождалось наше сотрудничество, российское общество пребывало на стадии выхода из атеистической эпохи, и усилия, направленные на возрождение православной традиции, воспринимались как что-то новое, необычное, а то и недопустимое.
В наши дни положение совсем иное. Выросло новое поколение людей, для значительной части которых православная вера и жизнь в Церкви являются нормой, и они заинтересованы в соответствующей организации образовательной деятельности. Поэтому можно сказать, что развитие церковно-школьного соработничества происходит сегодня в условиях общественного сочувствия и востребованности.
При наступлении нового учебного года мы размышляем о наших подходах к практической деятельности и думаем об очередных задачах. Как вы знаете, в 2014 году предстоит празднование 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, великого русского святого, духовного наставника и молитвенника. Особенностью этого юбилея является то, что он празднуется государством и Церковью совместно. Это не только свидетельствует о широком признании вклада православия в отечественную историю, но и дает импульс для осуществления новых интересных церковно-школьных проектов.
Выдающийся православной педагог протоиерей Василий Зеньковский писал, что христианство есть не только учение о вечной жизни, но и наставление о том, как человеку вести себя в жизни земной. Много рассуждая о том, насколько нас печалят некоторые современные нестроения, выражающиеся в падении нравов, низком уровне культуры и деградации языка, мы должны отдавать себе отчет в том, какими средствами можно противостоять наблюдаемым деструктивным тенденциям. Это, прежде всего, преподавание положительных знаний, совершаемое с усердием и настойчивостью. Нужно сказать молодым о добре и правде с твердостью и убеждением.
"Воспитать детей в добродетели — дело ума и воли", — говорил святитель Иоанн Златоуст. Задача современной школы состоит в противостоянии развращающим тенденциям окружающего мира, причем не через опору на простое отрицание и осуждение, а посредством выдвижения альтернативы — знакомства с основами нравственной жизни и добрыми примерами общественно-созидательной деятельности.
Важно понять, что рассказывая детям о Святом Евангелии, об учении Иисуса Христа, об истории Церкви и ее святых, мы преследуем не только культурологическую, но и духовно-нравственную цель. Православие — это вечно живое учение, которое на протяжении многих веков побуждало наших соотечественников стремиться стать лучше, добрее, честнее, жертвеннее, — и в конечном итоге стимулировало развитие великой державы.
Испытания, пережитые многими верующими в ХХ веке, — это не только страдания, но и заслуживающий пристального внимания и изучения героический опыт исповедничества, который может быть поучителен и вдохновлять современников в созидании будущего нашего Отечества.
К счастью, у нас в Подмосковье созданы возможности для того, чтобы преподавание знаний о Православии распространялось, хотя бы в части образовательных учреждений. Процесс этот до сих пор идет не безболезненно. Противники нашего сотрудничества находят разные поводы для критики, но все они, так или иначе, субъективны. Обратимся к главному.
Я прочту вам хорошо знакомые слова, которые обращает Иисус Христос к тем, кто сподобился вечной жизни в Царстве Небесном за праведные дела на земле: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф. 25:34-36).
Здесь сказано о том, что является основой человечности, о сущности жизни доброго сердца, — а, следовательно, об идеальной цели воспитательного процесса. И что может быть прекраснее, чем труд педагога, который взращивает подрастающее поколение в духе высоких нравственных ценностей?
Хочу сказать вам, что именно в данной перспективе следует рассматривать имеющее уже определенную историю и традицию современное сотрудничество между Церковью и школой.
Мы живем в эпоху, когда человеку предлагается альтернатива: или признать, что в его существовании на земле есть смысл, сопряженный с поиском истины и духовного подвига, или согласиться, что все вокруг временно, обречено на погибель и не заслуживает серьезного отношения, что можно, как теперь говорят, "расслабиться" и ни о чем не заботиться. Тут уместно напомнить слова людей, лишенных веры в вечную жизнь, которые приводит святой апостол Павел: "Станем есть и пить, ибо завтра умрем!" (1 Кор. 15:32).
Вызов сегодняшнего дня — помочь молодежи сделать правильный выбор. И работа в этом направлении ведется.
Не могу не выразить особой радости по поводу того, что многими педагогами Подмосковья эта задача воспринята как важная и требующая творческого подхода. Об этом свидетельствуют ежегодные результаты конкурса на соискание премии "За нравственный подвиг учителя". Наше учительство постоянно находится в поиске новых методик, создает новые программы обучения для приобщения детей и юношества к отечественному духовному наследию и для позитивного формирования личности учащихся.
Все это происходит при постоянно развивающемся соработничестве между педагогами и священнослужителями Московской епархии. Такое развитие событий представляется мне очень важным, поскольку свидетельствует о существующих между нами единении и взаимопонимании.
Надеюсь, что из сегодняшних выступлений мы узнаем о том, какие новые достижения и творческие успехи имеются у подмосковных педагогов в деле совершенствования преподавания духовно-нравственных дисциплин.
Еще раз сердечно приветствую вас в стенах нашей древней обители и желаю, чтобы Господь помогал всем нам в тех трудах, к которым мы призваны».
Московская областная епархия/Патриархия.ru