В интервью главному редактору газеты «Наша Камчатка» иеродиакону Николаю (Белозерову) викарий Владивостокской епархии епископ Уссурийский Иннокентий рассказал о своем жизненном пути и о современном состоянии православной миссии в Северной Корее и Сингапуре.
— Мы рады, что Вы приехали в нашу епархию, посетили полуостров. Читателям газеты и сайта будет очень интересно узнать о Вас, о Вашем жизненном пути.
— Благодарю прежде всего правящего архиерея Петропавловской и Камчатской епархии владыку Артемия за возможность побывать еще раз на вашей православной земле, принять участие в конференции, выступить с сообщением, в котором я рассказал о миссионерской деятельности среди корейцев, живших в начале XX века в Приморье. Почему я выступал с этой темой? Она непосредственно связана с трудами святителя Иннокентия, в честь которого названа конференция.
Я и сам в святом постриге ношу имя этого святого. И сам по рождению — дальневосточник. В этом есть какой-то промысл Божий. В том, что родился на этой земле, где трудился святитель Иннокентий. В том, что теперь ношу его святое имя. В том, что с момента начала служения Церкви занимался и занимаюсь миссионерской работой.
Я родом из Амурской области. В церковной жизни относительно свежий человек: активно настоящую церковную жизнь я начал вести уже в сознательном возрасте. Мне было около 24 лет, когда я начал воцерковляться. Приехал во Владивосток, познакомился с тогда еще епископом Владивостокским и Приморским Вениамином. Это был, наверное, год 1995, и у меня появилось большое желание начать монашескую жизнь, уйти в монастырь. Так сложились жизненные обстоятельства, что другого пути для того, чтобы как-то выразить те жизненные идеалы, что передо мной стояли, в тот период я не видел.
Но владыка Вениамин благословил оставаться во Владивостоке, в управлении епархии; по светской специальности я журналист. Я окончил Дальневосточный государственный университет, работал несколько лет обычным корреспондентом в Амурской области, во Владивостоке и думал, что уже к этой деятельности не вернусь, когда окажусь в церковной среде.
Тем не менее, владыка решил, что мне нужно заниматься изданием православной газеты «Приморье» и я, под руководством владыки, начал ее редактировать. И по сей день занимаюсь этим.
Так началось мое церковное служение, мое миссионерское, просветительское служение Церкви Христовой на земле Приморья.
Некоторое время оно было в мирском чине, затем я принял монашеский постриг и начал учебу в Москве, в Православном Свято-Тихоновском богословском институте. Окончил его в 2004 году, защитил диплом, после этого остался в аспирантуре, начал писать кандидатскую работу по богословию на тему «Становление Православной Церкви в Приморье в середине XIX-начале XX века». Защитился в прошлом году, получил кандидатскую степень.
Помимо газеты, миссионерства, владыка благословил преподавать в духовном училище, в Дальневосточном государственном университете на отделении теологии и религиоведения.
— А до того, как состоялась Ваша хиротония, где Вы служили?
— Я долго был старшим священником Марфо-Мариинского женского монастыря, который расположен в пригороде Владивостока, и одновременно выполнял функцию духовника. Служил на приходе порядка 10 лет. Это уютное место с историческими православными корнями. Нынешняя Марфо-Мариинская обитель находится на месте бывшего архиерейского подворья, которое была основано, кстати, епископом Владивостокским и Камчатским Евсевием в 1902 году. Сохранилась большая часть здания. Кроме колокольни сохранились некоторые постройки. На базе этого подворья, возвращенного Церкви в 1985 году, образовалась женская монашеская община, где мне довелось трудиться и молиться, окормлять паломников.
— Как и когда Вы стали епископом?
— В прошлом году, 7 декабря, у меня была хиротония, состоялась в Краснодаре — или Екатеринодаре по историческому названию. Скажу честно: к этому шагу я не был готов, боялся, что мне могут предложить стать епископом. Но так Господь благословил.
Святейший Патриарх, узнав о моей кандидатуре, перед заседанием Синода пригласил меня на собеседование, где впервые прозвучало, что меня могут избрать архиереем Русской Православной Церкви.
Это было прошлым летом. Когда мне было возвещено, что могу стать епископом, я подумал: нужно это решение принимать, как послушание. Хотя, признаюсь: до последнего, пока не состоялось заседание Синода, я просил у Бога в молитве не выпить, если возможно, эту чашу.
Так получилось, что накануне Синода, по совпадению, я совершил паломничество на Святую Землю. Все восемь дней, пока я находился на Святой Земле, было такое особенное молитвенное делание. Просил, чтобы Господь совершил Свою волю, но сам думал, чтобы не было такого решения о назначении меня епископом. Кажется, каждому человеку, который осознает ответственное служение Церкви, который понимает, что есть епископ для Церкви, насколько на него возлагается огромная ответственность духовная и административная, сможет меня понять.
Все же по решению Синода, которое я принял со смирением, я стал архиереем. Архиереем викарным, архиереем-помощником управляющего Владивостокской епархией и нынешнего главы Приморской митрополии владыки Вениамина.
— Владыка, тема Вашего доклада «Формирование на юге Дальнего Востока России Владивостокской корейской духовной миссии в начале XX века». И в настоящее время на территории Владивостокской митрополии проживает много корейцев. Совершается ли сегодня проповедь слова Божиего среди них?
— Как я уже сказал, в моем выступлении был поднят вопрос о проведении миссионерской работы, — точнее сказать, о деятельности Владивостокской корейской духовной миссии на границах юга Приморского края конца XIX — начала XX века. Совершим небольшой экскурс в историю.
Эта миссия была устроена по лучшим образцам православных миссий конца XIX века. Например, миссии Алтайской или Американской. Возглавил миссию один из лучших миссионеров Церкви, личность которого еще мало изучена, викарный епископ Владивостокской епархии епископ Никольско-Уссурийский Павел (Ивановский). Он был подготовлен к работе с корейцами, хорошо знал культуру народа, знал язык. И самое важное, он любил этих людей, они к нему тянулись. В те годы на территории Приморского края проживало около 45 тысяч корейцев, которые к 1917 году на 50% были крещены в Православие. И миссия могла бы, если бы не известные события, сейчас стать мощным фундаментом для распространения Православия среди всего корейского народа.
Нельзя сказать, что сейчас корейское население живет в Приморье компактно, как это было в начале прошлого века, ведь практически все корейское население в 30-е годы XX века депортировали из Приморья в Среднюю Азию, Казахстан. Какая-то незначительная часть корейского народа возвратилась в Приморье в 90-е годы, но православных корней у них не сохранилось.
Корейцы, приезжающие в Приморье на заработки из Северной Кореи, не так многочисленны и идеологически к принятию Православия не склонны. Сегодня мы для них являемся чисто внешними свидетелями Православия — они живут на нашей земле, некоторые из них заходят в наши храмы, но активной миссионерской работы, как это было при благоприятных условиях начала XX века, среди них не ведется.
Эту проблему я озвучил во время моего доклада на чтениях: как организовать в нынешних условиях миграционных и иммиграционных потоков, проходящих на юге Дальнего Востока, православную миссию. В настоящее время Владивостокская епархия несет попечение о православном храме, построенном несколько лет назад в столице КНДР, в Пхеньяне. Там служат два православных священника-корейца, поет клирос из корейцев.
Учитывая сложную обстановку, делегация нашей епархии лишь несколько раз в год имеет возможность посещать этот приход, совершать там торжественные богослужения, общаться с прихожанами. Пока миссионерское служение среди мигрантов не нашло своей точки опоры. Это одна из задач, которую предстоит решать.
— Владыка, мы знаем, что имеется связь Владивостокской епархии с Сингапуром…
— Приход в Сингапуре был основан несколько лет назад при участии нашей епархии. Сегодня там служит клирик нашей епархии. Приход основан на базе арендованного коттеджа в пригороде Сингапура, где усилиями нашей братии устроена домовая церковь, созданы бытовые условия для проживающих там монахинь. Они заботятся о сохранении и благоукрашении этого помещения, о создании условий служения. Этот приход в первую очередь ориентирован на православных россиян, оказавшихся в Сингапуре по долгу своей службы, бизнеса или лечения — как известно, в Сингапуре хорошая медицинская база. Сегодня наш приход становится все более известен среди россиян, которые находят здесь духовное утешение. Я считаю это немаловажным, поскольку человек, оказавшийся в неуютной для себя атмосфере, остро нуждается в поддержке, связи с Родиной. Как раз этот приход и выполняет такую функцию.
Приход поддерживает епископ Солнечногорский Сергий, он же стоял у его истоков. Это некий островок Православия среди иноверного окружения.
Благодарю Вас за вопросы. Хочу пожелать всем жителям православной Камчатки крепости телесных и духовных сил. Если сказать по-военному, вам доводится нести здесь вахту на страже православной России. Пусть благословение Божие по молитвам святителя Иннокентия неизменно пребывает со всеми вами.
«Православная Камчатка»/Патриархия.ru