Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Доклад епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла на I Межрегиональной конференции «Православие — духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения»

Доклад епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла на I Межрегиональной конференции «Православие — духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения»
Версия для печати
19 августа 2011 г. 11:05

16-17 августа 2011 года в Ставрополе состоялась I Межрегиональная научно-практическая конференция «Православие — духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения», организованная Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством совместно со Ставропольской и Невиномысской епархией и Терским войсковым казачьим обществом. Открывая конференцию, председатель Синодального комитета епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл обратился к собравшимся с приветственным словом.

Сердечно приветствую всех вас, собравшихся на ставропольской земле для участия в работе I Межрегиональной научно-практической конференции «Православие — духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения».

Тема конференции обозначена неслучайно. Именно в плодотворном взаимодействии Церкви и казачества закладывается сегодня фундамент здоровой духовной жизни каждого казака и всего казачества в целом.

Возрождение казачества идет на всем каноническом пространстве Русской Православной Церкви. Безусловно, начало этому процессу положила инициатива Патриарха Кирилла взять казачество под свой омофор, под свое «духовное водительство» — эти слова, сказанные Предстоятелем в Новочеркасске в 2009 году, глубоко запали в сердца казаков, где бы они ни жили: в России, в бывших республиках Советского Союза или в странах дальнего зарубежья, где они оказались по промыслу Божиему.

Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории. Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерковленность, жертвенная готовность защищать наши ценности. Поэтому казачество и подверглось жесточайшим репрессиям, пострадав, может быть, больше, чем какая-либо иная социальная группа старого общества.

В истории казачества было много чудес. Чудо — это когда Бог Свою силу и Свою энергию соединяет с человеческой силой и человеческой энергией, когда Свою Божественную волю по свободной воле человека соединяет с человеческими деяниями. Тогда умножаются силы и совершаются великие дела.

Слово «казак» означает вольный человек, человек, любящий волю, свободу. Собственно, так и возникло казачество, когда на южные земли стали переселяться те, кто любил свободу, кто любил волю. Поскольку земли были богатыми, их надо было защищать, а потому с самого начала эти любящие волю и свободу люди вынуждены были силой оружия защищать свои дома и свои семьи. Но не все из них стали казаками. Любящие вольницу очень часто становились разбойниками. Известно, как много горя приносили эти люди, которые жили по своему разумению, по своему хотению и произволению, нередко употребляя ту же силу оружия для того, чтобы творить беззакония.

А чем же казак, вольный человек, отличался от разбойника, тоже вольного человека? Почему казаки боролись с разбойниками? Ведь и те и другие любили волю, имели оружие, защищались. Почему одни стали называться казаками, а другие — разбойниками? Потому что казаки поняли, что одной свободы мало. Если человеку все дозволено, он становится зверем. Если не контролировать свою свободу, то начнешь жить по закону греха, творить беззакония и приносить зло. Казак — это вольный человек, который свою свободу и свою волю подчинил Божиему закону. Вот почему без веры православной нет и казачества. Так было в древности, так и сейчас. Если подставляет казак свою волю под волю Божию, если живет по закону, он тогда исполняет великие Божии слова.

Господь говорил о том, что Его учеником является тот, кто слово Его соблюдает. И именно таким ученикам открывается истина. И говорит Господь: «…познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Это не человеческое понимание свободы, не раскрепощение греха, похоти и страстей, а свобода во Христе, свобода, подчиненная нравственному закону. Тогда свобода соединяется с ответственностью, тогда любящий свободу человек становится казаком, а не разбойником. А тот, кто подставляет себя под закон Божий, начинает жить этим законом. И возникает любовь в сердце к людям, к своим близким, родным, к своему Отечеству. Вот почему казаки всегда служили Отечеству — потому что свою свободу соединяли с нравственным Божиим законом, жили по совести. А как жить по совести и не любить народ свой? Как жить по совести и не любить Отечество свое? Вот потому свободным произволением брались они за меч, за шашку свою казацкую, когда надвигалась опасность над народом и над страной, и жизни своей не щадили, отстаивая свободу Отечества, сохраняя его независимость, рубежи.

За верность Богу, Церкви Православной, за жизнь по совести, за верность присяге и Отечеству пострадало казачество так, как, может быть, никто иной на земле нашей. И многим казалось, что память о казаках погибнет и никогда сотни и сотни облаченных в казацкую форму не преклонят больше колен пред Господом и не обратят свою молитву к Царице Небесной. Но совершилось и это чудо. Сегодня мы как народ, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но поворачиваем лицо свое к Богу, начинаем понимать, что жизнь человека может быть счастливой и радостной только тогда, когда свободу свою, Богом ему дарованную, он соединит с верностью Божиему закону и когда будет любить свое Отечество и своих ближних.

Пробуждается и возрождается казачество наше. Много еще предстоит испытаний и, наверное, проблем, которые нужно преодолеть и решить. Есть силы, которые хотят расколоть казачество и ослабить его силу. Но самое главное должны помнить и казаки, и все мы: если хотим, чтобы совершалось над нами чудо Божие, чтобы Бог приклонял к нам Свою милость, мы должны хранить веру в сердце, жить по совести, по Божиему закону, любя друг друга и Отечество наше. И тогда никакие соблазны, человеческие страсти, никакая борьба за власть, в том числе и в казачьем сообществе, не будут страшны, потому что будет являться Божия правда. И казачье сообщество будет сильным и непоколебимым, будет мощной опорой государства Российского, поддержкой Церкви, примером для народа.

В своем Послании к Галатам апостол Павел размышляет о том, что является плодом духа, то есть плодом веры, которая возгревает дух человеческий, внутреннюю жизнь оплодотворяет благодатью Духа Божиего. И удивительные слова произносит он: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» (Гал. 5, 22).

Вдумайтесь: любовь — плод духа! Радость — плод духа! Не развлечения по телевидению, а только плод духа. Мир: никакого мира не будет, если люди не будут жить по закону духа. Долготерпение: как же нам нужно уметь терпеть, ни одна победа без терпения не обходилась. Благость: как мы нуждаемся в благости в отношении друг к другу, к окружающей нас природе, к миру Божиему, к живым существам, как нам не хватает этой благости, когда вместо нее приходит жестокость и способность убивать людей в мирное время, даже детей, несчастных крошек. Вера, кротость, воздержание — все это плоды духа.

Ставропольская земля всегда была непростым регионом. Здесь проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Но они умели жить в мире. Горцы с уважением относились к казакам, к их укладу жизни, морали, устоям, самоорганизации. А что казаки? Казаки с уважением относились к горцам, к их моральным устоям, к их нравственности, к их образу жизни. И получилось удивительное взаимодействие. И там и там сильная мораль, сильные традиции, сильная вера. С одной стороны — мусульмане, с другой — православные. Жили-то дружно вместе! Поэтому тема возрождения нравственных основ нашей национальной жизни, перевод этой темы с плана второстепенного на первостепенный, развитие национального самосознания, религиозности людей, их верности своим нравственным законам и принципам, конечно, одновременно формируют духовно сильную личность, которую будут все уважать.

Казаки всегда уделяли большое внимание подрастающему поколению, а иначе и нельзя: «Добрые дети — дому венец, а злые — конец!» Традиционно забота о детях в казачьих семьях сводилась не только к тому, чтобы накормить, обуть и одеть своих сыновей и дочерей. Казаки стремились к тому, чтобы передать детям свою любовь к отчему краю, уважительное отношение к старикам, верность православной вере и своей казачьей присяге.

На всех исторических этапах существования Российского государства одним из главных направлений деятельности образовательных учреждений являлось воспитание настоящих патриотов — людей, готовых творчески созидать на родной земле, а при необходимости защищать ее от неприятелей. Сегодня, как и в прежние времена, наше государство традиционно обращается к образовательным учреждениям с важным социальным заказом на воспитание у детей и подростков патриотизма, подготовку их к будущей службе Отечеству на военном и гражданском поприще. Именно этот социальный заказ стал во главу нашей деятельности по возрождению и развитию казачьего образования. Надеюсь, что скоро мы сможем уже говорить о популярности и высших казачьих учебных заведений.

С кем взаимодействуют казачьи образовательные учреждения при организации воспитательной работы с молодежью? Большую роль в духовно-нравственном воспитании детей и подростков играют священники, которые окормляют казачьи образовательные учреждения. Воспитанию лучших нравственных, патриотических и эстетических качеств казачьей молодежи служит и учебный предмет «Основы православной культуры», который включен в основное расписание всех казачьих кадетских учебных заведений отдельным предметом.

Характерной особенностью казачьей системы воспитания является высокая значимость духовно-идейных факторов (идей, идеалов, ценностей), исходящих из Православия, выражающихся в общем смысле казачьего образа жизни — защите, сбережении православной цивилизации и актуализации на данной основе личностного образа, соответствующего этому высокому статусу. Реализация поставленной цели с необходимостью предопределила воспитание свободной, самодостаточной личности — человека казачьей культуры, осознающего свое жизненное предназначение и ответственность перед казачьим обществом и Всевышним.

В системе ценностей казачества исследователи-казаковеды первое место справедливо отводят православной вере. Помимо основного своего мировоззренческого значения, Православие пронизывало многие стороны жизни казачьего войска, станичной общины, семьи.

Все это и многое другое говорит о том, что православная вера — основа глубинных традиций казачества. Она была и остается великим достоянием народа, а не поверхностным явлением, навязанным якобы извне.

Надеюсь, что эта конференция еще раз поможет казакам осознать, какую силу они представляют и какую ответственность несут — на благо Православия и Отечества.

Дорогие друзья и соратники! Называю вас этим именем, потому что верю, что вы в своей жизни воплотите тот нравственный идеал, к которому призывает Церковь, и станете верными и преданными защитниками Православия, казачества и России!

«Я много раз говорил, что казак — это не тот, кто носит казачью форму, а тот, кто дух казачества содержит в себе. А дух этот неразрывно связан с православной верой, горячей, сильной верой, с такой же горячей любовью к Родине, с готовностью защитить свой народ, свою страну», — подчеркивает Святейший Патриарх.

По мысли Его Святейшества, можно провести параллель между казачеством и монашеством в миру: «Не все ведь монахи живут в монастырях — есть и те, кто пребывает в миру, кто занимается своими делами: служит на приходах, занимается наукой, образованием, но остается при этом монахом. Вот так и казаки. Они ведь тоже в миру — живут со своими семьями, трудятся на разных работах, но в душе они должны оставаться казаками. И когда Родина или Церковь скажут, что нужна казачья доблесть и сила, они всегда должны быть готовы встать на защиту народа своего, Отечества своего».

Сегодня православные храмы становятся местом духовной консолидации казачества, именно в этих стенах казаки получают от Бога силу быть верными своему призванию.

В настоящее время немало есть людей, которые не просто атеисты, что неудивительно после советского периода, но уклоняются в расколы от Православной Церкви и в язычество. И они при этом, несмотря на 500-600 лет неразрывной связи казачества с Русской Православной Церковью, смеют называть себя казаками.

Я обращаюсь ко всем присутствующим. Разве это возможно?! Недавно в городе Подольске небольшой группой «казаков» вместе с раскольным «лжеепископом» была образована «казачья автокефальная церковь». Причем было сказано, что это «воссоздание казачьей церкви». Это полная ложь, так как никогда в истории не было такой Церкви.

На территории Ставрополья есть казаки-язычники. И все это заставляет нас говорить о главном духовном стержне — Православии — в духовной жизни казачества. И стоит назвать самозванцев своими подлинными именами и донести до казачества, кто эти самозванцы на самом деле, и сказать о том, что они никогда не были казаками и не являются таковыми сегодня. Это мы постараемся изложить в нашем итоговом документе.

Желаю участникам конференции плодотворной работы. Благословение Божие да сопутствует вам во всех благих начинаниях!

Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством/Патриархия.ru

Другие приветствия и обращения

Приветствие управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия участникам обучающего семинара грантового конкурса «Православная инициатива»

Приветствие управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия организаторам, участникам и гостям обучающего семинара грантового конкурса «Православная инициатива»

Приветствие митрополита Минского и Слуцкого Филарета руководителям и слушателям курсов повышения квалификации для сотрудников информационных подразделений епархий Белорусского экзархата

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на Конференции всех архиереев Русской Церкви, осуществляющих свое служение за пределами ее канонической территории

Слово митрополита Волоколамского Илариона на презентации японского перевода книги Святейшего Патриарха Кирилла «Свобода и ответственность»

Слово митрополита Волоколамского Илариона на закрытии курсов повышения квалификации для новоизбранных архиереев

Выступление председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Климента на презентации проекта Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского

Поздравление Преосвященнейшего епископа Меркурия учащим и учащимся общеобразовательных учреждений Русской Православной Церкви с началом нового учебного года

Доклад епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла на I Межрегиональной конференции «Православие — духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения»