Руська Православна Церква

Офіційний сайт Московського Патріархату

Патріархія

Всеросійський освітній форум ВРНС розпочав роботу в Єкатеринбурзі

Всеросійський освітній форум ВРНС розпочав роботу в Єкатеринбурзі
Версія для друку
23 березня 2023 р. 13:21

21 марта 2023 года в городе Екатеринбурге открылся Всероссийский образовательный форум Всемирного русского народного собора. Первый день работы съезда прошел в культурно-выставочном комплексе «Синара-центр».

Основной темой работы форума является обсуждение путей реализации Указа Президента РФ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», а также выработка предложений по совершенствованию государственной политики в сфере образования.

Участникам форума предстоит обсудить тезисы наказа XXIV ВРНС, принятого 25 октября 2022 года. В документе, адресованном органам законодательной и исполнительной власти России, обобщены наиболее значимые предложения, выдвинутые в рамках работы экспертных площадок, а также в ходе пленарного заседания XXIV Всемирного русского народного собора.

В работе первого дня форума приняли участие представители 50 регионов России — 350 человек присутствовали в зале «Синара-центра», а представители региональных отделений ВРНС участвовали дистанционно.

Эксперты выступили с докладами по актуальным темам образования и воспитания, таким как цифровизация, Болонская система и ЕГЭ, традиционные основы духовно-нравственного воспитания, семейное и дистанционное образование.

Мероприятие открыл председатель Екатеринбургского отделения ВРНС и Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений. Архиерей поблагодарил всех причастных к организации мероприятия и сообщил, что по решению ВРНС Екатеринбург станет образовательным центром Собора — отныне всероссийские образовательные форумы будут проводиться в уральской столице регулярно.

Митрополит Евгений напомнил о том, чем является Всемирный русский народный собор, созданный в мае 1993 года: «Рождение ВРНС состоялось в трудный период национальной истории, когда русский народ остро нуждался в объединении. На протяжении долгих веков русские проживали на территории одной страны, были объединены общей государственностью и общими духовными ценностями. Начиная с 1991 года русские стали разделенным народом, о чем было прямо сказано уже в одном из самых первых заявлений Собора. В этот период инициативу объединения всех русских людей, независимо от страны проживания, от национальности, от политических взглядов, взяла на себя Русская Православная Церковь. Вдохновителем, духовным вождем Собора стал митрополит Смоленский и Калининградский, ныне глава Всемирного русского народного собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Первым главой Собора стал Святейший Патриарх Алексий II».

Владыка представил состав президиума ВРНС, в который входят: глава Собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл; управляющий делами Московской Патриархии, заместитель главы ВРНС митрополит Воскресенский Дионисий; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий; заместитель главы ВРНС К.В. Малофеев; губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов; известные промышленники, ученые, деятели культуры, журналисты, юристы, общественники.

Говоря о важных решениях XXIV Собора, состоявшегося в октябре 2022 года, владыка Евгений сообщил о новом региональном формате ВРНС: «Святейший Патриарх коснулся самых, наверное, острых граней вызовов, которые сегодня стоят перед человечеством. И особенностью прошедшего Собора стало решение о том, что Собор будет проводить тематические форумы в регионах России». В Екатеринбурге будут проходить образовательные форумы, таким образом, Екатеринбург становится образовательным центром ВРНС.

Первая образовательная секция форума состоялась 23 октября в Храме Христа Спасителя в Москве. Владыка Евгений озвучил ключевые итоги этого мероприятия. «Это важно, потому что повестка дня сегодняшней нашей встречи сформирована именно на основе тех решений, проблем, которые были обозначены, были подняты на этой первой образовательной встрече», — отметил председатель синодального ОРОиК.

В резолюцию прошедшего в октябре форума вынесены следующие пункты:

  1. Государству необходимо сформировать суверенную образовательную политику.
  2. Особое место в школьной программе необходимо отвести изучению отечественной, а также всемирной истории.
  3. Подготовка к созданию семьи должна стать целью школьного воспитания. Необходимо, чтобы семьеведение, семейная психология и домоводство заняли в школьном расписании почетное место.
  4. Особое внимание требуется уделять статусу учителя и его месту в обществе. В этой связи Собор считает необходимым: разработать и внедрить общенациональную модель профессиональной подготовки, переподготовки учителей по трем основным направлениям — учитель, методист, управленец; программы повышения квалификации учителей следует формировать в соответствии с данной моделью. Специально для педагогов необходимо разработать и принять пакет мер адресной социальной поддержки, в числе которых предусмотреть: право на оформление льготной ипотеки с реальной минимальной процентной ставкой либо на получение жилищного сертификата; предоставление бесплатного санаторно-курортного лечения и/или квалифицированной психологической помощи; наделять учителя статусом муниципального или государственного служащего по достижении им определенного стажа работы и уровня квалификации; внедрить единую для всей страны ставку оплаты труда педагога вне зависимости от региона.
  5. Признавая важность формирования отечественного образования на мировоззренческих и ценностных началах русской цивилизации, Собор считает необходимым разработать предложения по расширению предметной области учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и ее отражению в содержании федеральной образовательной программы дошкольного образования, а также в содержательной части учебных предметов начального общего образования с 1 по 4 класс, с учетом религиозных и культурных особенностей русского и других народов России.
  6. Под эгидой Собора создать постоянно действующую экспертную группу по вопросам образования и образовательной политики.
  7. Требует отдельного изучения процесс продвижения цифровых технологий и искусственного интеллекта в сферу образования и воспитания, сопровождающийся сокращением числа педагогов и их заменой репетиторами и дистанционным преподаванием, излишней цифровизацией методов обучения, необоснованным сбором персональных и биометрических данных, отсутствием ограничений и защиты от электромагнитных излучений при использовании электронных средств обучения.
  8. Необходимо вернуться к системе специалитета в высшем образовании.
  9. Собор считает необходимым сохранять и преумножать великое наследие отечественной педагогики, не одну сотню лет обеспечивающей высочайший уровень российского образования.

Митрополит Евгений отметил, что люди, которые сегодня также являются членами ВРНС, возглавляют регионы, трудятся в Администрации Президента, Государственной Думе, в Правительстве РФ, органах исполнительной власти, и поэтому эти решения имеют свойство воплощаться. «Ярко видно, насколько короткая связь между этим Собором, собранием наших соотечественников и решениями, которые принимаются вплоть до внесения поправок в Конституцию», — отметил архипастырь.

В завершение своего выступления владыка Евгений огласил приветственное слово заместителя гавы ВРНС митрополита Воскресенского Дионисия.

Митрополит Евгений представил телеграм-канал, созданный на Образовательной секции XXIV ВРНС, в котором размещены доклады, презентации, прозвучавшие в октябре 2022 года.

«Видеозаписи, доклады, презентации сегодняшней встречи тоже будут представлены в этой группе. Я очень надеюсь, что эту группу мы можем использовать с вами сегодня для обратной связи. Вопросы, замечания, пожелания, которые будут у вас, пожалуйста, пишите в эту группу, и мы постараемся учесть все ваши посылы в ходе нашей встречи», — сказал митрополит.

Далее состоялась работа стратегической сессии, в рамках которой митрополит Евгений представил доклад о цифровизации на тему «Цифровая образовательная среда — перспективы и вызовы». 

С докладом «Оценка эффективности воспитательной деятельности: модель, технология, инструменты» выступила кандидат педагогических наук, доцент директор по развитию Группы компаний «Просвещение» Н.В. Алтынникова.

Доклад В.Э. Багдасаряна, доктора исторических наук, профессора, декана факультета истории, политологии и права ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения», профессора кафедры государственной политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, председателя Московского областного регионального отделения Российского общества «Знание», члена «Изборского клуба», был посвящен теме «Традиционные российские ценности как фундамент цивилизационно-идентичной педагогической системы».

В.Н. Иванова, ректор Института развития дополнительного профессионального образования Министерства науки и высшего образования РФ (г. Москва), посвятила свое выступление теме «Вопрос гражданской позиции учителя становится судьбоносным в нынешних условиях».

С докладом «Преемственность внеболонского подхода к обучению в вузах и в системе общего образования. Перезагрузка или полумера?» выступил А.Ю. Минаков, доктор исторических наук, профессор исторического факультета Воронежского государственного университета, специалист в области русской общественной мысли, директор Зональной научной библиотеки ВГУ.

По онлайн-связи выступила О.В. Падалко, кандидат социологических наук (СПбГУ), эксперт по персоналу, председатель Комитета по образованию и науке Союза «Родительская палата». Тема выступления: «Позитивные и негативные аспекты перехода к цифровой образовательной среде (результаты ЦОС; проблема сохранения ПД; влияние ЦОС на уровень образования; реализация права выбора родителями и законными представителями формы обучения без использования ЦОС)».

Тему «Совершенствование законодательства Российской Федерации по вопросам семейного образования: общие принципы и необходимые изменения» представила Т.С. Тадевосян, глава Национальной ассоциации семейного образования (г. Москва). Она рассказала о семейном образовании, вернувшемся в Россию в 1992 году с принятием Закона об образовании.

Подводя итоги первого дня работы, митрополит Евгений призвал к объединению и продвижению повестки ВРНС.

«Всемирный русский народный собор — это общественная организация, которая создавалась для того, чтобы мы вместе находили правду в той жизни, которая нас окружает, и ей следовали, а обнаружив ложь, выводили ее на свет Божий. Давайте будем вместе. Объединившись, будем размышлять, трудиться, каждый на своем месте, в своем городе, в селе, школе, институте и проводить ту повестку, внимательно следить за теми благословениями, которые нам преподает Святейший Патриарх, и теми словами, которые к нам обращает лидер нашей страны, Президент Владимир Владимирович Путин».

Второй день работы Всероссийского образовательного форума ВРНС пройдет 23 марта в «ЭКСПО-центре».

***

Всемирный русский народный собор, созданный в мае 1993 года, является форумом и интеллектуальным центром, играющим значительную роль в формировании общественного пространства России.

В Екатеринбургское отделение, неоднократно отмеченное в числе лидеров по стране, входят известные медиа-менеджеры, бизнесмены, представители сферы науки, культуры и образования, общественные деятели, историки и юристы, священнослужители.

«Православное образование»/Патриархия.ru

Версія: російська