Ορθόδοξη Εκκλησία της Ρωσίας

Επίσημη ιστοσελίδα του Πατριαρχείου Μόσχας

Пατριαρχείο

Протоиерей Николай Данилевич: Ситуация в Украине совсем не похожа на то, что представляют Патриарху Варфоломею и что он декларирует внешнему миру

Протоиерей Николай Данилевич: Ситуация в Украине совсем не похожа на то, что представляют Патриарху Варфоломею и что он декларирует внешнему миру
Εκτύπωση
7 Ιουνίου 2019 έτος 20:23

В одном из своих интервью Патриарх Константинопольский Варфоломей заявил, что его противоречащее церковным установлениям вторжение на Украину имело следствием «восстановление каноничности» многомиллионного украинского народа, а также высказал суждение, что присутствие в этой стране находящейся в каноническом единстве с Московским Патриархатом Украинской Православной Церкви вредит интересам украинской нации.

На эти заявления в эфире интернет-канала «Перший Козацький» ответил заместитель главы Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич:

— Хотелось бы поделиться несколькими мыслями в связи с этим заявлением Патриарха Варфоломея. Мне кажется, что это заявление слишком политично. Логика заявления именно политическая, и это логика уходящей власти, которая ее и породила. Понятно, что это произошло не без оснований: существует конфликт между Украиной и Россией. Но мне кажется, что проблемы с Константинопольским Патриархатом начались у нас с того времени, когда этот Патриархат воспринял почему-то логику наших раскольников — так называемого «Киевского патриархата», а также логику уходящей политической власти. И тот факт, что граждане нашей страны, не только верующие, проголосовали в таком огромном количестве (более 73 процентов) за нового президента, свидетельствует: люди не воспринимают этой идеологии. Они были не столько за нового президента Зеленского, сколько против предыдущего главы государства и той идеологии. Понятно, что не бывает сто процентов «за» или «против». Но сам народ свидетельствует, что он не согласен с такой трактовкой истории и с таким подходом.

Логика церковного иерарха должна быть другой. В истории Константинопольского Патриархата тоже были случаи, когда его присутствие на украинских землях было нежелательным. Давайте вспомним о Брестской унии, которая была заключена в 1596 году. После нее представителей Константинопольского Патриархата в Украину не пускали, так как польско-литовские власти считали их турецкими шпионами. Но церковная Украина находилась в составе Константинопольского Патриархата.

Мы знаем и дальнейшую историю, знаем, как в 1600-е годы католическая власть давила на православных. Фактически Западная Украина аж до Днепра, как и Правобережная Украина, была униатской. И неизвестно, были бы мы сегодня православными, если б Украина не воссоединилась с Россией в 1654 году, а потом и не перешла бы в 1686 году в юрисдикцию Московского Патриархата. Думаю, благодаря этим фактам Украина осталась православной.

Каждая ситуация, каждое событие в истории играет свою роль. И Господь использует те или иные обстоятельства для того, чтобы сохранять Свою Церковь. Мне кажется, что единство с Московским Патриархатом сыграло положительную роль для нашей Церкви.

Понятно, что все события мы можем оценивать уже после того, как они произойдут. Приведу еще пример: Польша, 1924 год. Константинопольский Патриархат дал автокефалию Польской Церкви, но после этого польское государство воздвигло гонение на Польскую Православную Церковь, и в период с 1924 года по 1939 год было разрушено 156 ее храмов вместе с величественным собором святого Александра Невского в Варшаве. И Константинопольский Патриархат, который называл себя Церковью-Матерью, ничего не сделал в связи с происходившим в то время. Я скажу больше: мы об этом говорили представителям Константинополя, когда мы были там. Они нам ответили: «Ну, такие были времена». Да, такие были времена. У нас сейчас тоже определенные времена, и я думаю, что нельзя говорить о том, что присутствие того или иного Патриархата в той либо иной стране вредит или не вредит — историей управляет Господь. Господь дает, что какая-то часть страны находится в рамках той или иной Церкви; потом она может быть автокефальной, потом может потерять автокефалию. Это вопросы промысла Божия. И мы как люди Церкви должны руководствоваться не аргументацией политической власти, которая приходит и уходит, а интересами Церкви. Поэтому превалировать у нас должны интересы Церкви и церковная логика, церковная аргументация.

Патриарх Варфоломей также сказал, что своим деянием якобы восстановил единство православных в Украине. Он заявил, что вернул к каноничности весь украинский народ. На самом деле это неправда, поскольку подавляющее большинство православных верующих и так находилось и находится в канонической Церкви и никуда из нее не уходило. К сожалению, налицо определенные манипуляции, передергивания и создание некой параллельной реальности. Здесь, в Украине, совершенно другая ситуация, чем то, что представляют Патриарху Варфоломею и что он декларирует внешнему миру.

Мы видим, сколько проблем возникло сейчас в Украине именно из-за присутствия Константинопольского Патриархата. Пока он не вмешался, мы жили спокойно. Вмешательство Константинополя навредило именно Православию, навредило Церкви, потому что людей выгоняют из храмов. Слава Богу, это процесс заканчивается, как нам кажется.

К сожалению, Константинополь больше проблем создал, чем решил. Это относится и к последним событиям — хиротонии архимандрита греческого происхождения (во «епископа» ПЦУ — прим.), в которой принимали участие два иерарха Константинопольского Патриархата, митрополит Галльский Эммануил и митрополит Адрианопольский Амфилохий. Я знаю, что в связи с этим некоторые Поместные Церкви уже выразили свой протест Константинополю, потому что возникает вопрос: а можно ли им служить потом с этими иерархами? Ведь, согласно 10-му и 45-му апостольским правилам и др., тот, кто сослужил с раскольниками, сам лишается сана. Это вопрос канонический. Таким образом, мы видим, что из-за вмешательства Константинополя возникает больше проблем, чем решений.

Хотелось бы пожелать, чтобы политическая логика и политическая аргументация не имели места в церковной жизни. Это вредит Церкви, потому что политика постоянно меняется. Мы должны смотреть на верующих, а не сидеть в своих кабинетах и делать так, чтобы бумажки сошлись в кучу. К сожалению, у архиереев Константинопольского Патриархата, особенно тех, которые находятся в Турции, нет реальной паствы. Это «кабинетные» митрополиты: они носят титулы, но паствы у них нет. Поэтому они не чувствуют Церкви, и те решения, которые они принимают, те заявления, которые они делают, не соответствуют церковной действительности. Почему подобные заявления не делают другие Церкви? Потому что у них есть реальная паства — больше или меньше числом; они являются пастырями, а не просто политиками в рясах.

Поэтому хотелось бы пожелать, чтобы все мы, в том числе и представители Константинопольского Патриархата, делая такие заявления, думали о людях, думали о реальной Церкви, а не о политиках. Думали, как вернуть из раскола тех, кто в нем находится, но церковным путем, а не путем политическим.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Τα υλικά κατά θέματα

Ο μητροπολίτης Βουδαπέστης και Ουγγαρίας Ιλαρίωνας: Tο Βατικανό ενέδωσε στους φιλελεύθερους στο ζήτημα των ομοφυλόφιλων ζευγαριών [Συνεντεύξεις]

Патриарх Варфоломей повел себя крайне непоследовательно [Άρθρο]

Ο μητροπολίτης Τούλτσιν και Μπράτσλαφ Ιωνάθαν χαρακτήρισε βλάσφημα τα λόγια του Πατριάρχη Βαρθολομαίου, ο οποίος επέκρινε τον ομολογιακό άθλο των Ουκρανών ιεραρχών

Επίσκοπος Μπιχάτς και Πετροβάτς Σέργιος της Εκκλησίας της Σερβίας: Η Λαύρα των Σπηλαίων του Κιέβου σήμερα είναι ο Γολγοθάς της Ορθοδοξίας

В Брянке Северодонецкой епархии раздали гуманитарную помощь. Информационная сводка о помощи беженцам (за 23-25 марта 2024 года) [Άρθρο]

Служба «Милосердие-на-Дону» доставила помощь детям с инвалидностью в Харцызске. Информационная сводка о помощи беженцам (от 22 марта 2024 года) [Άρθρο]

Ο Προκαθήμενος της Ορθοδόξου Εκκλησίας της Πολωνίας κάλεσε σε προσευχή υπέρ των διωκομένων ορθοδόξων χριστιανών της Ουκρανίας

За месяц в Харьковской области представители Церкви раздали 400 гуманитарных наборов. Информационная сводка о помощи беженцам (от 21 марта 2024 года) [Άρθρο]

Αρχιεπίσκοπος Σεβαστείας Θεοδόσιος: Η Ορθόδοξη Εκκλησία υφίσταται πρωτοφανείς διώξεις και βία στην Ουκρανία

Η κυβέρνηση της Ουκρανίας επιχειρεί να αποκρύψει τα γεγονότα παραβίασης των δικαιωμάτων των πιστών από τη διεθνή κοινότητα

Μητροπολίτης Τσερκάσι και Κάνεφ Θεοδόσιος: Ολοένα και περισσότερες αληθινές πληροφορίες για την κατάσταση των πιστών της Ουκρανικής Ορθοδόξου Εκκλησίας διεισδύουν στη δυτική κοινωνία

Σχισματικοί άρπαξαν τον ιερό ναό της Αγίας Σκέπης της Παναγίας στο χωριό Πετσόσκογε στην περιφέρεια Χμελνίτσκι στην Ουκρανία

Ο Πατριάρχης Κύριλλος ευλόγησε να αναπέμπονται ένθερμες δεήσεις υπέρ των ιεραρχών και κληρικών της Ουκρανικής Ορθοδόξου Εκκλησίας, οι οποίοι επιδιώκουν τη διαφύλαξη της εκκλησιαστικής ενότητας

Циркулярное письмо управляющего делами Московской Патриархии о молитвенном поминовении архиереев и клириков Украинской Православной Церкви, в узах пребывающих [Κείμενα]

Ο Αγιώτατος Πατριάρχης Κύριλλος απέστειλε επιστολές για το νομοσχέδιο υπ’ αρ. 8371, που εξετάζει η Βερχόβνα Ράντα της Ουκρανίας

Η Ιερά Σύνοδος της Ορθοδόξου Εκκλησίας της Λευκορωσίας απηύθυνε έκκληση εξαιτίας των ενεργειών τα ουκρανικής κυβερνήσεως σε βάρος της Ουκρανικής Ορθοδόξου Εκκλησίας [Κείμενα]

Ο Προκαθήμενος της Ορθοδόξου Εκκλησίας της Πολωνίας κάλεσε σε προσευχή υπέρ των διωκομένων ορθοδόξων χριστιανών της Ουκρανίας

Αρχιεπίσκοπος Σεβαστείας Θεοδόσιος: Η Ορθόδοξη Εκκλησία υφίσταται πρωτοφανείς διώξεις και βία στην Ουκρανία

Η Ιερά Σύνοδος του Πατριαρχείου Αντιοχείας κάλεσε σε επίταση προσευχών για την Ουκρανική Ορθόδοξη Εκκλησία

Ο επίσκοπος Ζαράισκ Κωνσταντίνος ενεκρίθη στο αξίωμα του πατριαρχικού εξάρχου Αφρικής