Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

В Санкт-Петербурге прошла конференция «Современная псевдотрадиционная религиозность: между радикализмом и экстремизмом»

В Санкт-Петербурге прошла конференция «Современная псевдотрадиционная религиозность: между радикализмом и экстремизмом»
Версия для печати
10 февраля 2025 г. 16:26

7 февраля 2025 года в Синем зале Санкт-Петербургского епархиального управления состоялась Всероссийская научная конференция с международным участием «Современная псевдотрадиционная религиозность: между радикализмом и экстремизмом».

Ее организовали Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербургская епархия, Мариупольский госуниверситет имени Архипа Куинджи, Санкт-Петербургская академия Следственного комитета РФ, Московский педагогический университет, Институт теологии Белорусского госуниверситета, межрегиональная общественная организация «Вечно живые» при поддержке комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, экспертного совета Федерального агентства по делам национальностей, Научно-образовательной теологической ассоциации, городских комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики и отдела по взаимодействию с религиозными объединениями.

Проблема исследования феномена псевдотрадиционных религиозных движений, их идеологий и практик была рассмотрена как с гуманитарной, так и с конфессиональной стороны. Участники попытались разграничить понятия традиции и псевдотрадиции, псевдотрадиционализма и современной новой религиозности, ответить на вопросы, что такое религиозный радикализм, религиозный экстремизм и религиозно мотивированный терроризм в современной глобальной повестке.

Руководитель городского отдела по взаимодействию с религиозными объединениями Владимир Иванов подчеркнул необходимость активного продолжения исследований в области религий, поскольку религиозный ландшафт постоянно меняется: отдельные религиозные движения появляются, другие исчезают. Подчас религиозный фактор активно используется в политической и экономической повестке.

Председатель отдела Санкт-Петербургской епархии по делам молодежи протоиерей Константин Головатский напомнил о воздействии новых, не традиционных для России религиозных образований, на молодежь и ее вовлечение в радикальные, а иногда экстремистские движения. Большую опасность также представляют неоязыческие группы, коммерческие культы и псевдореальность, созданная с использование технологий ИИ.

Соорганизатор конференции, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, директор АНО «Центр этнорелигиозных исследований» протоиерей Александр Пелин остановился на религиозных аспектах мировых геополитических процессов. На основании последних исследований можно утверждать, что религиозный ландшафт мира до 2050 года претерпит существенные изменения. Наибольший рост покажет ислам: численность мусульман вырастет на 73% и впервые в истории сравняется с числом христиан (сейчас мусульмане на втором месте). Число христиан будет тоже расти, но медленнее. При этом наибольший прирост и те, и другие покажут в странах Африки к югу от Сахары (третьей по величине после США и Бразилии станет христианская община Нигерии). Буддизм и индуизм останутся в стабильном состоянии (при этом в Индии, хотя индуисты и сохранят большинство, будет самая большая мусульманская община в мире). Иудаизм и различные «этнические религии» будут терять позиции. Доля нерелигиозного населения также сократится.

Отец Александр отметил, что политический фактор существенно влияет на изменения в религиозной сфере. Так, новый вице-президент США Джей Ди Вэнс на международном саммите по свободе вероисповедания 5 февраля нынешнего года заявил, что новая администрация прекратит финансировать продвижение атеизма за рубежом и поддержку движений, подрывающих религию. Отец Александр коснулся религиозно-политических изменений в постсоветских странах и странах ближайшего зарубежья, которые показывают, что использование религиозного фактора в противостоянии с Россией только нарастает, и по крайней мере ближайшее три года нас ждут крайне существенные изменения в этой сфере.

Соорганизатор конференции, завкафедрой истории религий и теологии, директор Института истории и социальных наук РГПУ имени Герцена Александр Прилуцкий рассказал об эсхатологических религиозных группах православного генезиса. Пока еще не до конца изучено, что является триггером для активного роста эсхатологических настроений в российском обществе. Так, вопреки ожиданиям, СВО не породила сколь-нибудь значимых эсхатологических институций, тогда как эпидемия Covid-19, напротив, породила целую массу конспирологических теорий с религиозным и политическим подтекстом. Протоиерей Александр Пелин заметил, что в первом случае абсолютное большинство населения страны поддержало президента в решении начать специальную военную операцию, о чем свидетельствуют социологические исследования. А эпидемия ковида явилась внезапно, и власти сами выглядели весьма растерянными, о чем свидетельствовали странные и подчас сумбурные решения, которые они принимали. Неизвестность, непонятность всегда порождают массу домыслов и слухов, что является богатой почвой для фантазий, в том числе о «мировых заговорах» и скором конце света.

Директор института Хо Ши Мина Санкт-Петербургского государственного университета профессор Владимир Колотов рассказал о технологиях и стратегиях взлома традиционных религий через внедрение в традиционные общества новых религиозных движений.

Старший преподаватель РГПУ имени Герцена Алексей Камалдинов подробно осветил магические и эзотерические мотивы в дискурсе современных курсов личностного роста. Не являясь в собственном смысле религиями, создатели курсов по достижению успеха или зарабатыванию быстрых денег используют в том числе широко известные методы симпатической магии, фетишизма и прочего, чтобы выманить у незадачливых клиентов крупные суммы денег.

Старший преподаватель Санкт-Петербургского юридического института Константин Ерофеев рассказал о периоде хрущевских гонений на Церковь. Откровенно враждебные действия против Церкви были инициированы партийными структурами, ответственными за идеологию. Докладчик обратил внимание на резкое увеличение тиражей пропагандистской атеистической литературы, количества фильмов, лекций на эту тему, подчеркнул, что законные права и свободы верующих нарушались даже с учетом законодательства того времени. Тем не менее, власти не смогли ликвидировать церковные структуры. Хрущевские гонения были завершены с позорным отстранением от власти самого Никиты Хрущева.

Руководитель Московского отделения движения «Вечно живые» Дмитрий Пахомов отметил, что политическое измерение религии — это историческая данность. В условиях современной России, в которой на законодательном уровне закреплен принцип светскости государства, сформировались уникальные алгоритмы взаимоотношений между органами государственной власти и традиционными религиозными организациями, зиждущиеся на исключительных принципах взаимоуважения. Любые попытки изменить этот status quo как со стороны властных структур, так и со стороны религиозных радикалов может привести к серьезным последствиям и ослабить общероссийское единство.

Научный эксперт движения «Вечно живые» Николай Шеляпин рассмотрел истоки движения «Нью эйдж» в России, подробно остановился на реальных угрозах российскому обществу, которое несут последователи данных лженаучных представлений. Фактически данное направление превращается в новую магию и является примером вторжения неоязычества в современную жизнь. Об этом писал Карл Ясперс, в частности, таким образом объясняя феномен появления оккультного Третьего рейха в Германии.

Старший преподаватель РГПУ имени Герцена Алексей Гайдуков коснулся понятия «традиции» в новом славянском язычестве.

Подводя итоги конференции, профессор кафедры истории религий и теологии РГПУ имени Герцена Дмитрий Головушкин указал, что пора в научной среде возродить идею профессора Артура Маркаряна, который считал необходимым введения новой научной дисциплины «традициологии», которая бы позволила более четко разграничить понятия традиции и псевдотрадиции.

Протоиерей Александр Пелин предложил будущим ученым, религиоведам и теологам, подумать над хартией чести будущих исследователей религии. Часто выпускники религиоведческих факультетов используют свои знания не по назначению: возглавляют квазирелигиозные организации или коммерческие культы, становятся магами, астрологами, тарологами. Необходимо поставить заслон подобным практикам.

Санкт-Петербургская митрополия/Патриархия.ru

Материалы по теме

IV сектоведческая богословская конференция «Неопротестантизм в России» прошла в Сретенской духовной академии

В Подольской епархии прошла епархиальная миссионерская конференция «Проблема неоязычества в спортивном сообществе»

В Москве прошел семинар для ответственных за церковную реабилитацию в ставропигиальных монастырях

Патриарший экзарх всея Беларуси принял участие во встрече Президента Республики Беларусь с представителями религиозных конфессий страны

Архиепископ Пятигорский Феофилакт посетил приходы Патриаршего благочиния в Туркменистане

Департамент культурного наследия Москвы утвердил предмет охраны храма мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине

В МАРХИ прошла конференция «Архитектура и живопись храма»

Состоялось заседание оргкомитета по подготовке международной конференции, посвященной 900-летию Полоцкого монастыря

Стартовал прием заявок на конкурс «Серафимовский учитель»

Все материалы с ключевыми словами