10 сентября 2024 года по благословению митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия в городе Оханске Пермского края состоялось обретение честных останков подвизавшейся в годы гонений на Церковь насельницы Бахаревского Богородице-Казанского Серафимо-Алексеевского монастыря схимонахини Марии (Силиной, †1952).
Поисковые работы проводились под началом руководительницы отдела Пермской епархии по церковной истории и канонизации монахини Сергии (Королевой).
Перед началом поисковых работ настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы города Перми протоиерей Сергий Костыркин совершил молебен перед началом всякого дела, а также литию у могилы схимонахини Марии на Оханском кладбище.
Обнаружить место захоронения насельницы Бахаревского монастыря удалось благодаря фотографии надмогильного креста, которая долгие годы хранилась в личном архиве почившей настоятельницы Пермского Успенского женского монастыря игумении Марией (Воробьевой). Снимок был сделан в 70-е годы XX века тайным монахом Виктором (Плешковым), который продолжительное время ухаживал за могилой старицы. После ухода из жизни современников схимонахини Марии (Силиной) ее могила была предана забвению до настоящего времени.
Обретенные честные останки старицы будут перезахоронены на территории Бахаревского Богородице-Казанского Серафимо-Алексеевского женского монастыря, где она и подвизалась вплоть до разгона монастыря в 1921 году.
Схимонахиня Мария (Силина) оставила после себя уникальные воспоминания и свидетельства о духовной жизни Пермской епархии начала XX века и периода гонений на Русскую Церковь.
***
Схимонахиня Мария (в миру Пелагея Ивановна Силина) родилась в крестьянской семье в деревне Сосновка Оханского уезда Пермской губернии 3 октября 1887 года. Когда ей исполнилось 15 лет, она пешком отправилась на Белую гору к игумену Варлламу (Коноплеву) за благословением. Вот как она описывает этот момент в своих воспоминаниях: «С помощью Божией добралась я до Белой горы. И вот, наконец пришла в келию о. Варлаама, со слезами поклонилась. Он принял меня как малое дитя приветливо, благословил и сказал: "В монастырь Бог тебя благословит". Благословил образом Божией Матери, дал мне книжку "На пути к монашеству" и листок "Житейское море"».
С этого момента она поступила послушницей в Бахаревский Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский женский монастырь. 16 января 1911 года игумения монастыря Глафира (Казакова) подала рапорт епископу Палладию об облачении Пелагеи Силиной в рясофор.
Затем она и еще несколько насельниц Бахаревского монастыря отправились в деревню Тараканово, где им предстояло у источника преподобного Серафима Саровского организовать новую женскую общину. Вновь обратимся к воспоминаниям: «В день престольного праздника в обитель нашу Казанской иконы Божией Матери как раз приехал игумен Серафим. И вот получаем благословение. Игумен Серафим благословил иконой преподобного Серафима и подписал: "Благословение первонасельницам вновь открывающейся Серафимовской общины". Еще испросила благословение архиепископа Андроника, и едем вдвоем со старицей на пустынное жительство».
Эта женская община просуществовала до 1918 года, после чего Пелагея Силина возвратилась в Бахаревский монастырь.
16 октября 1919 года архимандрит Хрисанф (Климентьев) тайно постриг ее в схиму с именем в честь святой равноапостольной Марии Магдалины.
После разгона Бахаревского монастыря схимонахиня Мария (Силина) была вынуждена вернуться в Оханск, где продолжила миссионерскую деятельность. К ней обращались девушки, желающее безбрачной жизни. Из воспоминаний: «По благословению владыки Хрисанфа одевала я их в подрясники, устраивала куда-нибудь в церковь. Сначала нужно было научить их монашеской жизни, так как я сама возлюбила жизнь монашескую и испытала ее, и что при постриге сугубая благодать укрепляет немощные силы, помогает побеждать плотские страсти. Самое главное, нужно иметь откровенность, чтобы ничего не скрывать. Как сама я вела дневник, так и сестер учила. Пока они были в полном послушании, Господь хранил их от искушений. Когда открылась в соборе кафедра, был епископ Никон, сам постригал, одну — в мантию, а троих — в рясофор».
Схинонахиня Мария (Силина) некоторое время жила и несла послушание при храме во имя святого благоверного великого князя Александра Невского города Оханска, а после его закрытия перебралась в уединенную келию.
Вот как описывает это тайный монах Виктор (Плешков): «В переулке Мало-Советской улицы, номер 8, в подвальном этаже с окошками над самой землей, куда солнце могло заглянуть лишь в ясные дни, в доме родной сестры Александры жила долгое время схимница. Бывало, приедешь ранним утром и на первый легкий мой стук за дверью послышится тихий голос схимонахини Марии (Силиной): "Кто там?". Назовешь себя и увидишь на пороге сгорбленную, с приветливой улыбкой старицу: "А, Виктор Васильевич, наконец-то вы приехали! Милости просим, проходите!" … Я вряд ли встречал в городе такое теплое гостеприимство, какое видел в ее убогой келье. В углу пред образами горели лампадочки. Особенно старица любила икону Нерукотворного Спаса».
19 марта 1952 года труженица Христова схимонахиня Мария отошла ко Господу. Отпевание по монашескому чину совершил протоиерей Михаил Лукканен.
Вновь обратимся к воспоминанием схимонахини Марии (Силиной): «Одно мое желание — достигнуть вечной жизни в Отечестве. Но чтобы достигнуть Неба, надо здесь взыскать внутри себя, ибо Царствие Небесное внутри нас… Вспоминая, когда же жила в обители святой и под руководством опытных старцев, тогда, поистине, наслаждалась всегда бесконечной радостью и сладостью от плодов послушания, отсекания воли своей».
Пермская митрополия/Патриархия.ru