5 марта 2024 года в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели» в Москве состоялось открытие выставки «Связь времен».
На выставке представлено более 100 копий уникальных произведений церковного искусства, выполненных студентами факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) и мастерской монументальной живописи Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова (МГАХИ).
В своем слове на открытии выставки ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев заявил, что эта выставка — яркое свидетельство возрождения иконописного искусства в России. «В советский период были настоящие гонения, многое было утрачено, потеряно, включая памятники искусства. Казалось, все ушло невозвратно. Но сегодня мы можем сказать, что не ушло. Церковное искусство вернулось и живет, и стало притягательным для множества людей», — сказал священник.
Отец Владимир отметил вклад в дело возрождения церковного искусства преподавателей мастерских ПСТГУ и МГАХИ и особенно декана факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерея Александра Салтыкова и руководителя кафедры монументального искусства профессора Евгения Николаевича Максимова.
На выставке представлена малая часть созданных за 30-летнюю историю факультета церковных художеств ПСТГУ копий лучших образцов романского, византийского, древнерусского искусства. Большинство икон, мозаик и фресок украшает современное храмовое пространство по всей России.
Автором методики художественного копирования является главный куратор выставки профессор Е.Н. Максимов, член президиума Российской академии художеств, вице-президент РАХ. Евгений Николаевич как руководитель монументальной мастерской МГАХИ им. В.И. Сурикова и заведующий кафедрой монументального искусства ФЦХ ПСТГУ стал связующим звеном между вузами. Как отметил И.Ю. Самолыго, профессор кафедры монументального искусства ФЦХ ПСТГУ, член корреспондент РАХ: «Мы все его ученики».
Поставив изучение образцов и копирование в основу своей преподавательской системы, Евгений Николаевич задал нужный вектор для творческого становления молодых иконописцев, ведь художественная копия — это своего рода мост, через который знания и умения передаются от древних мастеров современным.
«Преображенным пространством» назвал экспозицию ректор МГАХИ имени Сурикова А.А. Любавин, подчеркнув, что высокий художественный уровень и глубокое духовное содержание представленных работ справедливо позволяют назвать их не учебными копиями, а списками, содержащими «отсыл к вечности».
Вневременной характер представленной выставки отметил также вице-президент Российской академии художеств В.Г. Калинин: благодаря «канонически совершенной и одновременно живой живописи эти списки как будто возвращают время, уничтожают его — время становится вечностью».
Духовно наполненная и возвышающая экспозиция современного церковного искусства имеет не только художественное, но и человеческое значение, отметил вице-президент Российской академии художеств А.А. Золотов: «Это искусство, которое и сохраняет, и охраняет, и своей любовью приближает то, что создано в далекие времена людьми, которых мы в лицо не ведаем, но чувствуем их присутствие».
Рассказывая о становлении иконописной школы Свято-Тихоновского университета, доцент кафедры иконописи факультета церковных художеств М.О. Глебова обозначила важность обсуждения проблем современного церковного искусства. Так, в рамках открывшейся выставки планируется проведение круглого стола.
Представляя работы монументальной мастерской МГАХИ, член-корреспондент Российской академии художеств А.В. Ремнев рассказал об удивительном опыте копирования фрескового иконостаса в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом, выразив глубокую благодарность церковному начальству, которое поддержало идею и осуществление копийной практики в стенах обители для студентов светского вуза. «В соседстве с работами учеников Свято-Тихоновского университета получилась замечательная экспозиция», — подытожил Андрей Владимирович.
Член-корреспондент Российской академии наук профессор МГАХИ С.А. Гавриляченко назвал открывшуюся экспозицию камертоном для современной художественной школы: «Это выставка современного классического даже не искусства, а мировидения».
Благодаря вдумчивому, внимательному отношению к изучению древних образцов, которое привил Е.Н. Максимов ученикам, а те, в свою очередь, передают своим ученикам, роль факультета церковных художеств ПСТГУ трудно переоценить, уверен насельник Оптиной пустыни игумен Филипп (Перцев). «Смотря на эти образы, уже не хочешь думать о скоротечном времени, тут открываются совсем другие временные пласты — пласты вечности», — отметил он.
В завершение торжественного мероприятия состоялось выступление Камерного хора ПСТГУ под управлением иерея Алексея Зайцева.
Выставка «Связь времен» продлится до 21 апреля 2024 года. Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели». Адрес: г. Москва, ул. Пречистенка, д. 19. Билеты на выставку можно приобрести в выставочных залах Российской академии художеств.
Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru