Завершается реставрация храма Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей Слободе г. Москвы (ул. Большая Полянка, д. 37, стр. 3). Специалисты воссоздают исторические декоративные элементы, возвращается кирпичный цвет стен. Закончить работы планируется в следующем году. Об этом сообщил руководитель Департамента культурного наследия г. Москвы Алексей Емельянов.
«Возвращение исторического цвета фасадам церкви Успения в Казачьей Слободе — это одно из самых внушительных преображений. Выполненный в стиле нарышкинского барокко древний храм москвичи привыкли видеть полностью белым, однако исторически он был краснокирпичного цвета с молочно-белым декором. Это удалось обнаружить с помощью архивных документов и зондажей, сделанных во время научно-исследовательских работ. Это колористическое решение еще больше подчеркнет отличия архитектурных стилей, в которых с разницей в 100 лет были отстроены две части здания», — отметил Алексей Емельянов.
Помимо работы с цветом, реставраторы также воссоздают историческое обрамление дверных и оконных проемов храма. На купол вернули крест, который был утерян еще в XIX веке. Специалистам удалось восстановить его по архивным снимкам. Сейчас реставрация находится на завершающем этапе, предстоит закончить работы по нижней части здания — четверику и апсидам — выступающим частям здания, в которых, как правило, размещается алтарь. После этого москвичи и гости столицы смогут увидеть преобразившиеся фасады церкви.
Церковный ансамбль храма визуально делится на две части, построенные с разницей в 100 лет. Восьмерик на четверике конца XVII столетия декорирован деталями, свойственными архитектурной моде того времени: полуколоннами и наличниками с разорванными фронтонами. Ему противопоставлены классицистические трапезная и колокольня с двухколонными портиками тосканского ордера и пилястрами в верхнем ярусе. Высокая монументальная колокольня, стоящая на изгибе Большой Полянки, и сегодня остается главной вертикалью городского ансамбля в этой части Замоскворечья. Ограда храма появилась в конце XVIII века. Ее сохранили фрагментарно.
В 1583 году в связи с расширением города ямщики, которые занимались извозом на дальние расстояния, перебрались в район нынешней улицы Зацепы. В XVII веке здесь поселились казаки — воины, сыгравшие важную роль в борьбе с польско-литовскими захватчиками во время Смуты. Помимо них, прихожанами Успенской церкви были представители московской знати. В 1697 году на деньги стольника Василия Полтева возвели новый каменный храм, сохранившийся до наших дней, характерный для эпохи барокко так называемый восьмерик на четверике. В это время церкви строили именно так: восьмигранник ставили на кубическое основание.
Через 100 лет, когда казаков в приходе Успенского храма уже почти не осталось, на средства вдовы генерал-майора Пелагеи Позняковой построили трапезную с двумя приделами и двухъярусную колокольню, вынесенную на красную линию Большой Полянки. Новые классицистические формы сочетались с церковью XVII века не идеально: трапезная оказалась слишком массивной по отношению к четверику. Во время нашествия на Москву Наполеона Успенскую церковь разграбили. Деньги на восстановление в 1818 году выделил купец Никита Карпышев, староста храма. В 1930 году храм Успения в Казачьей слободе закрыли, он был на грани разрушения, но этого не произошло. До 1990 года в здании располагались различные организации, например архив и типография. В 1994 году храм отреставрировали, в нем возобновились богослужения.
Официальный портал мэра и Правительства Москвы/Патриархия.ru