28 июня 2023 года в Аполлоновом зале Зимнего дворца Санкт-Петербурга открылась выставка «Загадка святилища из Хирбет Кейафа». На ней представлен уникальный памятник — миниатюрная модель святилища, найденная в 2011 году при раскопках в местности Хирбет Кейафа, расположенной в долине Эла; по преданию, именно там произошла битва между филистимлянским богатырем Голиафом и юным пастухом Давидом, будущим основателем династии царей Иудеи.
Среди археологических коллекций Эрмитажа нет памятников библейской археологии. Выставка позволяет заполнить эту лакуну и дает возможность посетителям музея заглянуть в тайны библейской истории и культуры.
В ходе археологических раскопок 2007-2013 годов в Хирбет Кейафа был обнаружен укрепленный город, окруженный высокой стеной, сложенной из массивных камней. По гипотезе археологов, это библейский город Шаараим, в переводе с иврита «Двое ворот». Отождествить местоположение древнего поселения удалось с помощью Священного Писания. В книге Царств повествуется о том, как филистимляне расположились станом между Сохо (Сокхоф) и Азекой, а царь Саул и израильтяне — в долине Эла (1 Цар. 17:1-2). Воодушевленные победой Давида над Голиафом, мужи Израиля и Иудеи пошли в атаку и стали преследовать филистимлян по дороге в Шаараим до Гата (Гефа) (1 Цар. 17:52). Наличие двух ворот — уникальная деталь, не имеющая аналогов в данной местности. Первые, западные ворота были найдены в 2008 году. В 2009 году были раскопаны вторые, южные ворота, что стало подтверждением гипотезы.
В ходе раскопок были обнаружены помещения культового назначения. Три большие священные комнаты на 30-40 лет предшествуют храму Соломона. На данный момент это первые материальные свидетельства древнего иудейского культа. Святилища Шаараима, в отличие от ханаанских и филистимских традиций того времени, находились в частных домах, а не в отдельных храмовых комплексах. Этот факт в точности соответствует библейским описаниям. В числе обнаруженных предметов культа Шаараима — пять столбов, два базальтовых алтаря, два керамических сосуда для возлияний и две модели храма: одна — из глины (около 20 см высотой), вторая — из камня (35 см). О керамической модели можно судить по фотографии, а в Эрмитаже представлена каменная. Подобная находка была обнаружена в Ашкелоне (Израиль). Внутри ашкелонского миниатюрного храма находился литой телец.
Как рассказала на церемонии открытия куратор выставки, ученый секретарь Эрмитажа Мариям Дандамаева, в этой модели явно находился какой-то предмет, но он не сохранился. Назначение таких моделей не до конца понятно. Возможно, это переносное святилище — например, для войск на марше, — или миниатюрные храмы находились в Святая святых большого храма. Что касается каменной модели — скорее, последнее, поскольку она слишком тяжелая, чтобы возить ее с собой.
Невозможно сказать с точностью, какому народу принадлежат эти святилища — в те времена в этих местах обитали хананеи, израильтяне, филистимляне, — однако археологи предполагают, что это были израильтяне: не найдено свиных костей, фигуративных изображений божеств. Найден фрагмент сосуда с надписями протохананейским письмом, но, скорее всего, на древнееврейском языке.
Существует также гипотеза, что это модель Первого храма. Макет изначально был окрашен в красный цвет, на нем сохранились следы краски. Семь групп кровельных балок по три доски в каждой напоминают греческий триглиф, использованный, в частности, в афинском Парфеноне. Его появление в Хирбет-Кейафе — самое раннее использование в мировой архитектуре, известное науке. Вполне возможно, что греки заимствовали этот элемент.
Кроме того, в Хирбет Кейафе были найдены оливковые косточки, и по результатам радиоуглеродного анализа можно сделать вывод, что они принадлежат ко времени не позднее 980 года до н.э. Эта датировка соответствует данным экспертизы керамики, найденной в Хирбет Кейафе. Выходит, иудеи жили здесь около 40 лет, с 1020-го по 980 год до н.э., после чего бежали. Эти даты соответствуют времени царя Давида (около 1000-965 годов до н.э.), но являются слишком ранними для царя Соломона (около 965-930 годов до н.э.). По-видимому, Шаараим в спешке был оставлен жителями, а потом разграблен врагами, скорее всего филистимлянами.
Находка каменной модели храма в Шаараиме помогает прояснить значение давно забытых технических терминов в описании дворца Соломона (3 Цар 7:1-6). В тексте используется слово «слаот», которое переведено как «столбы», а на самом деле это триглифы, а «секуфим», как оказалось, не «три окна в ряд», а «тройная утопленная дверь». Триглифы и утопленные двери можно найти также в описании храма Соломона (3 Цар. 6:5, 31-33; Иез. 41:6).
Представленную модель храма дополняют фотографии, дающие представление о территории, где проводились раскопки, и о конфигурации древних зданий.
Выставка открыта до 24 сентября, ее можно посетить по входному билету в главный музейный комплекс.
Санкт-Петербургская митрополия/Патриархия.ru