9 апреля 2023 года в Мальтийской капелле Воронцовского дворца в Санкт-Петербурге состоялся концерт хора подворья Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря (д. Старая Слобода, Ленинградская область). Регент — Рафаил Османов. Ведущим вечера стал председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров.
Зрителям был представлен хоровой цикл «Страстная седмица» М. Штейнберга. Написанная в 1923 году партитура свыше 90 лет пробыла в безвестности и лишь в 2014 году была впервые исполнена американским хором «Capella Romana» в Портленде, затем в Сиетле. Масштабный цикл из одиннадцати произведений возвышенной религиозной тематики основан на старинных русских распевах –– знаменном и киевском.
«Эта музыка, гармонизация древних распевов в русском стиле, вводит слушателей в осмысление евангельлских историй страстной седмицы. Это достаточно старая традиция, когда подобные великопостные концерты давались в дореволюционной России, чтобы через музыку настроить людей на правильный великопостный лад», — отметил ведущий.
«Человек разучился петь, и ему понадобились инструменты, точно так же как народ перестал слушать Бога через пророков, и ему понадобился царь. Сегодня человек разучился даже говорить с Богом или хотя бы думать о Нем! Поэтому духовная музыка Максимилиана Штейнберга вторгается в нашу душу, чтобы интонациями страстных молитвословий нас отрезвить. Ведь мы одурманены справедливостью, борьбой, осуждением, своим мнением, всезнайством, а музыка Штейнберга только об одном — о даре Бога нам, о любви», — сказал иерей Илия Макаров.
***
Когда М. Штейнберг начал работу над партитурой, по Петрограду только что прокатилась волна двух революций 1917 года, в стране бушевала гражданская война. Уже начались жестокие репрессии против целых слоев населения — дворянства и духовенства, уезжали за границу (или добровольно, или насильственно выселялись) видные деятели культуры и искусства. В текстах «Страстной седмицы» композитор находит отголоски окружающих событий — предательство Иуды, бегство учеников, взятие под стражу Спасителя, Его погребение и оплакивание, как невинной жертвы. В то же самое время в этих текстах звучит надежда на победу добра над злом, веры и любви — над малодушием и ненавистью.
Пресс-служба Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии/Патриархия.ru