7 февраля 2023 года в актовом зале Санкт-Петербургской духовной академии состоялась научно-богословская межрегиональная конференция «Новые религии и новая религиозность». Форум был посвящен вопросам институционализации сектоведения в России, современному состоянию науки и проблемам, возникающим при изучении сект и культов.
Организаторами конференции выступили кафедра богословия Санкт-Петербургской духовной академии и кафедра истории религии и теологии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.
Перед началом мероприятия к участникам обратился проректор по научно-богословской работе протоиерей Константин Костромин: «Рад приветствовать всех участников межрегиональной конференции! Мы с вами живем в историческую эпоху резко возросшей религиозности. То, что сейчас происходит в мире, показывает, что ее значимость в большей степени понимается как значимость политическая. Это рождает различные формы религиозности, отличные от традиционных. В их числе секулярная религиозность или же то, что сейчас принято называть нетрадиционными религиозными формами. То, что раньше называлось привычным словом "секта", теперь отходит на задний план, поскольку новые модели религиозности являются вызовом, с которым традиционная религиозность пока не нашла способов взаимодействия. И поэтому конференция для нас очень важна. Надеюсь, то, что мы сегодня услышим, станет полезной пищей для размышлений и воплотится в практические рекомендации, которые можно будет использовать в пастырском служении».
Собравшихся приветствовал директор Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена профессор Р.А. Соколов: «Сегодня, когда мы оказались в среде формирования "новых" религий и "новой" религиозности, мы сталкиваемся с тем, что возникающие вызовы требуют адекватного и своевременного ответа. Надеюсь, что эти ответы сегодня будут представлены в докладах и последующем обсуждении».
Первым с докладом на тему «Сектоведение в современном мире» выступил доктор теологии Венского университета, кандидат социологических наук, руководитель Синодального центра сектоведения Белорусской Православной Церкви, заведующий кафедрой апологетики Минской духовной академии В.А. Мартинович. Он рассказал о том, что представляет собой сектоведение как наука сегодня и каково его место в контексте светских и религиозных школ и течений, занимающихся изучением новых религиозных движений. На примере письменного приглашения на празднование Дня Победы В.А. Мартинович показал, как в различных документах по ключевым, но не очевидным признакам можно определить, что они напечатаны организацией, находящейся под влиянием сектантов.
Далее доклад на тему «Специфика современной эсхатологической конспирологии» представил доктор философских наук, заведующий кафедрой истории религии и теологии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, профессор кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии А.М. Прилуцкий. Докладчик раскрыл смысл понятия «конспирологический миф». К подобным мифам относятся разнообразные теории заговоров, такие как антикатолическая или антисемитская конспирология. А.М. Прилуцкий выделил следующие типы конспирологии: паранаучная, религиозная, политическая, медицинская, техногенная и фантастическая.
Доклад на тему «Экспорт технологий взлома традиционных религий на территорию России» подготовил заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока и директор Института Хо Ши Мина Санкт-Петербургского государственного университета В.Н. Колотов. Свое выступление он начал с понятия «взлом традиционных религий», которое предполагает перехват контроля над какой-либо религиозной организацией извне. Это делается с целью использования подчиненной инфраструктуры, в собственных целях. Процесс взлома начинается с «уточнения» отдельных доктринальных положений, с помощью чего, по сути, отрицается их истинность. Следующим шагом взлома становится переманивание лиц, находящихся на высоких государственных должностях, или провокация раскола. Автор отметил, что подобными взломами зачастую занимаются «новые» религии, которые, в отличие от традиционных, не отягощены какими-либо обязательствами и используют любые способы и инструменты для достижения своих целей. В свою очередь, традиционные религии менее подвержены влиянию извне, так как имеют четкую организацию, состоящую из квалифицированных лиц.
Далее с докладом «Самые опасные по состоянию на конец 2022 года новые религиозные движения» выступил доктор исторических наук, профессор кафедры мировой культуры, кафедры теологии и заведующий лабораторией деструктологии Московского государственного лингвистического университета Р.А. Силантьев. В начале выступления он затронул вопросы методологии сектоведения и деструктологии при работе с сектами и деструктивными культами. Далее докладчик рассказал, как в последнее время меняется срез пользующихся популярностью нетрадиционных религиозных направлений: от распространенного в 90-х годах движения «Церковь последнего завета», ваххабизма, до такого современного явления как «Синий кит» и новых видов неоязычества, к которым, по мнению Р.А. Силантьев, относятся и все формы сатанизма.
Следующий доклад «Новые религиозные движения: к проблеме определения критериев новизны» прочитал доктор философских наук, профессор кафедры истории религий и теологии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Д.А. Головушкин. Он привел основные критерии новизны религиозных движений. По мнению докладчика, к ним относятся как нетрадиционность самого направления, так и специфичность источников религиозного учения. Рассуждая о критериях новизны, Д.А. Головушкин отметил, что к настоящему времени скопилось достаточно много терминов и определений, которые требуют переосмысления и систематизации.
Темой последнего доклада конференции стали «Современные дискурсы в сектоведении Русской Православной Церкви (на примере "Богородичного движения")». С сообщением выступили преподаватели Санкт-Петербургской духовной академии магистр теологии, магистр богословия священник Николай Святченко и кандидат философских наук, кандидат богословия священник Димитрий Дмитриев. Выступающие прокомментировали существующий в упомянутом движении культ личности руководителя (Иоанна Береславского) и методы его воздействия на окружающих. Одним из манипулятивных приемов главы движения является то, что он всегда разговаривает от имени Богородицы. Также докладчики прокомментировали особенности искажения догматического учения в "Богородичном движении". Наиболее вопиющим из них является то, что, по мнению адептов движения, Дева Мария вошла во внутритроичное бытие на онтологическом уровне.
В завершение к участникам конференции обратился профессор кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии А.М. Прилуцкий: «Дорогие друзья и досточтимые отцы! Мне представляется очень знаковым, что подобная конференция состоялась в Санкт-Петербургской духовной академии. Проблематика, которая объединяет различные подходы к научному изучению религии (богословский, религиоведческий, социологический, правоведческий), — все это различные грани, которые позволяют нам увидеть проблему во всей ее сложности, во всей полноте ее смыслов. Подводя итог, мне осталось засвидетельствовать почтение и высказать слова благодарности организаторам, докладчикам и участникам данного мероприятия».
Пресс-служба СПбДА/Патриархия.ru