Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

В Николо-Угрешской духовной семинарии прошла конференция «Искусство Церкви и вызовы модернизма»

В Николо-Угрешской духовной семинарии прошла конференция «Искусство Церкви и вызовы модернизма»
Версия для печати
28 января 2023 г. 18:04

26 января 2023 года в рамках ХХХI Международных Рождественских образовательных чтений в Николо-Угрешской духовной семинарии прошла конференция «Искусство Церкви и вызовы модернизма».

Организатор мероприятия — факультет церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В конференции участвовали студенты и преподаватели ПСТГУ и Николо-Угрешской семинарии.

В приветственном слове ректор духовной школы иеромонах Мефодий (Зинковский) отметил важность этой встречи для студентов, будущих священников и иконописцев.

Затем декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоирей Александр Салтыков выступил с докладом о богословском обосновании церковного канона и необходимости учиться видеть и сохранять гармонию как эстетический критерий искусства. «Что мы видим, то и изображаем. Что мы видим очами духовными, то и будем изображать в своем творчестве. Как изобразить вечное? Для этого в церковном искусстве есть понятие знака и образа», — сказал, в частности, священник. Протоиерей Александр Салтыков призвал не терять умение считывать знаковый язык церковного искусства, чтобы без искажений изображать то вечное, что открыл нам Иисус Христос.

Протоиерей Николай Чернышов, доцент кафедры иконописи ПСТГУ, представил концепцию канона как идеальную вертикальную прямую связь земли и неба, разработанную в древности и не потерявшую своей актуальности. «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему», — процитировал отец Николай слова Священного Писания (Мф. 3:3; ср. Ис. 40:3). Протоиерей Николай Чернышов рассказал о своем опыте дискуссии с представителями западного мира искусства, когда он получил подтверждение враждебности этого мира по отношению к церковному канону. Он предупредил собравшихся студентов о том, что им как будущим священникам и церковным художникам еще предстоит столкнуться с этой враждебностью. «Людям становится неприятно говорить об истине, о Христе, и это уже не свободное высказывание частного мнения, а агрессивное навязывание негативного отношения», — отметил протоиерей Николай Чернышов.

Священник Владимир Стасюк, кандидат богословия, доцент Николо-Угрешской семинарии, затронул конкретную проблему: изображение в виде иконы святого семейства, в котором святой Иосиф представлен как «мужчина, полный сил, обнимающий Богоматерь с Младенцем». Священник показал примеры таких «икон» и объяснил, каким образом, через западноевропейскую школу живописи, давно подчиненную доктрине гуманистического протестантизма, появились такого рода изображения, зрительно искажающее православное представление о воплощении Христа от Пречистой Девы.

О проблемах столкновения так называемого научного изучения текстов Священного Писания и церковного подхода к ним рассказала в своем докладе М.В. Таланкина, старший преподаватель кафедры теологии ПСТГУ. Она предложила понятие «методологический гностицизм», когда исследователь отрицает в себе верующего православного человека ради «правдивости исследования». Предположение людей эпохи Просвещения о том, что при изучении Священного Писания есть возможность отказаться от вероучительных аксиом, использовать только научный метод гипотез, оказывается в корне ошибочным. Любые попытки объяснить или понять Писание как текст, неминуемо приводят к проблеме веры в то, о чем благовествует само Писание. Исследователь неизбежно сталкивается с необходимостью выбора онтологии.

Заведующая кафедрой иконописи ПСТГУ Е.Д. Шеко предложила рассмотреть проблему качества иконописного письма. Какая техника и какой подход к изображению наиболее верно отражает реальность инобытия: академическая манера письма, средневековая иконопись или абстрактный модернизм? Она показала слайд-фильм с историческими и современными примерами икон и фресок в различной стилистике и обратила внимание на то, что каждый современный церковный художник обязан стремиться к верности православному вероучению, а не к самопиару или экспериментам с художественной формой.

В заключение старший преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии О.С. Птушкин выступил с рассказом о десакрализации Образа по всему Западному миру и показом итоговых «произведений», созданных в результате этого процесса. «Православие — единственная конфессия, продолжающая обращаться к Богу через иконы», — подчеркнул О.С. Птушкин. Он призвал студентов не забывать об этом в наше время, когда вызов модернизма становится все более агрессивным и лукавым.

Конференция прошла в атмосфере живого диалога. После конференции и чаепития студенты семинарии провели для гостей экскурсию по территории Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря.

Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Санкт-Петербурге состоялась VIII научная конференция «Православие на Дальнем Востоке»

В Донской духовной семинарии состоялся выпускной акт магистратуры

В Алма-Ате состоялась презентация книги митрополита Астанайского и Казахстанского Александра «Христианство в Центральной Азии в эпоху Средних веков»

Оренбургская духовная семинария получила государственную аккредитацию программы магистратуры

Свято-Тихоновский университет приглашает к участию в сообщество школы, поддерживающие ценность фундаментального образования

Патриарший наместник Московской митрополии возглавил мероприятия актового дня Свято-Тихоновского университета

В Калужской епархии состоялся пастырский семинар о помощи пострадавшим в зоне конфликта

Храму равноапостольного князя Владимира при ПСТБИ и ПСТГУ усвоен статус Патриаршего подворья

В рамках регионального этапа Рождественских чтений в Твери прошли III Фаддеевские парламентские встречи

В рамках Рождественских образовательных чтений в Москве пройдет студенческая научная конференция «Русская мысль: из прошлого в будущее»

Митрополит Ханты-Мансийский Павел принял участие в работе традиционных Парламентских встреч в Думе Югры

В Сретенском монастыре Москвы состоялось ежегодное собрание с участием епархиальных ответственных за монастыри

Исторический образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» возвращен в Храм Христа Спасителя

Архиепископ Якутский Роман принял участие в открытии выставки «Древнерусская живопись в наследии А.Н. Овчинникова» в Якутске

На базе Московской духовной академии началась стажировка по иконописному образованию

В Курске проходит выставка икон «Лики святых заступников Руси»