22 декабря, в праздник Зачатия праведною Анною Пресвятой Богородицы, праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», день 196-й годовщины со дня основания Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий посетил эту святую обитель. Также 22 декабря в 1989 году Господь сподобил будущего архипастыря принять монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре.
В Троицком соборе Дивеевской обители, где постоянно пребывает рака с мощами преподобного Серафима Саровского, митрополит Георгий совершил Божественную литургию.
Правящему архиерею сослужили епископ Сормовский Иннокентий, благочинный Дивеевского округа и старший священник обители иерей Владимир Каргин, директор и духовник епархиального Центра подготовки церковных специалистов «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова) протоиерей Алексий Парфенов, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси протоиерей Даниил Андреюк, игумен монастыря Осовица Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви архимандрит Феофил, насельник монастыря Осовица иеромонах Филарет, руководитель административного секретариата Нижегородской епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.
На богослужении вместе с паломниками и прихожанами молились настоятельница монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, настоятельница нижегородского Крестовоздвиженского монастыря игумения Филарета (Гажу), советник главы Нижегородской митрополии, руководитель проекта «Серафимовский врач» Ольга Бараева, руководитель нижегородского ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию и гражданскому образованию Валерий Малинин, победители конкурса «Серафимовский врач» — участники конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и здоровье России», проходящей в этот день в Дивееве.
По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси. В ходе Литургии состоялась диаконская хиротония иподиакона Иоанна Бирюкова. По окончании Литургии ее участники прошли крестным ходом по Канавке Пресвятой Богородицы.
Затем настоятельница монастыря выразила архипастырям благодарность за визит и совершенное богослужение и преподнесла им заздравные просфоры, четки и параманы. Кроме того, игумения Сергия подарила митрополиту Георгию икону святого великомученика Георгия Победоносца, а епископу Иннокентию — икону Пресвятой Богородицы «Умиление» Серафимо-Дивеевскую.
Архимандрит Серафим (Шемятовский) передал управляющему Нижегородской епархией благодарность Предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии Блаженнейшего митрополита Ростислава и вручил орден святого князя Ростислава III степени, а игумении Сергии — орден святой Людмилы Чешской I степени.
Протоиерей Даниил Андреюк от имени Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего митрополита Тихона поздравил главу Нижегородской митрополии с 33-летием принятия монашеского пострига и приближающейся датой 20-летия архиерейской хиротонии. Он преподнес митрополиту Георгию панагию с изображением Ситской (Казанской) иконы Божией Матери, а игумении Сергии — наперсный крест.
Нижегородский архипастырь поблагодарил за дары и вручил архимандриту Серафиму, протоиерею Даниилу Андреюку и архимандриту Феофилу иконы преподобного Серафима Саровского, освященные на его мощах, и памятные знаки в честь 350-летия Нижегородской епархии. Памятный знак также был вручен иеромонаху Филарету.
Митрополит Георгий обратился к собравшимся со словом, в котором поздравил всех присутствующих с праздниками Зачатия праведною Анною Пресвятой Богородицы, особого почитания иконы «Нечаянная Радость» и днем основания обители.
***
22 декабря 2022 года Дивеевская обитель празднует 196-ю годовщину со дня основания, хотя история монастыря насчитывает еще большее количество лет.
В 1767 году вдова полковника Агафия Семеновна Мельгунова (в монашестве — Александра, насельница Киево-Флоровского монастыря) по велению Царицы Небесной организовала при Казанской церкви села Дивеева женскую общину. С этого момента монахиня Александра управляла ею под руководством старца Саровской обители Пахомия. Вначале Казанская община была достаточно скромной — помимо самой монахини Александры всего четыре насельницы. В основу жизни общины был положен устав Саровской обители, которая располагалась неподалеку, в 12 верстах. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. Пища привозилась один раз в сутки с саровской трапезы. Сестры шили, вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах.
Провидя свою кончину, мать Александра просила отца Пахомия не оставлять послушниц Казанской общины. Тот ответил, что уже стар, а вот иеродиакон Серафим молод и это великое дело нужно поручить ему. Мать Александра повторила свою просьбу отцу Серафиму.
После смерти первоначальницы Дивеевской общинки матери Александры осталось три послушницы. Выбирая между собою старшую, они поставили начальницей Анастасию Кирилловну, которая в продолжении семи лет собрала в общину до 52 сестер.
С кончиной отца Пахомия в 1794 году община потеряла своего заботливого отца. Батюшка Серафим в то время начал свою затворническую жизнь и не мог заниматься делами общины. В 1796 году скончалась Анастасия Кирилловна, и начальницей общины по выбору сестер была поставлена Ксения Михайловна Кочеулова. Чрезмерно суровая строгость Ксении Михайловны настолько не понравилась сестрам, что из 52 выбыли в первый год ее управления 40 человек, но затем стали прибывать новые, так что в 1825 году в общине снова собралось до 50 сестер. Начиная с 1822 года они стали обращаться за духовными советами к батюшке Серафиму, который не вышел тогда еще из затвора, но начал уже принимать посетителей. Видя, как тяжело сестрам из-за строгого устава, он просил начальницу Ксению Михайловну облегчить устав, на что та ответила отказом. Преподобный Серафим временно отошел от дел обители.
25 ноября (8 декабря) 1825 года отцу Серафиму явилась в саровском лесу Царица Небесная и сказала: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей Агафии — монахини Александры? Ксению с сестрами ее — оставь, а заповедь сей рабы Моей не только не оставляй, но и потщись вполне исполнить, ибо по воле Моей она дала тебе оную. А Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве, и на нем устрой эту обетованную Мной обитель Мою. А в память обетования ей, данного Мною, возьми с места кончины ее из общины Ксении восемь сестер». И сказала ему по именам, кого именно взять, а место указала на востоке, против алтаря Казанской церкви. И указала, как обнести это место канавой и валом, и повелела, чтобы это было сделано трудами самих сестер. И приказала сначала из саровского леса срубить ветряную мельницу и первые келии, а потом, соорудить двухпрестольную церковь в честь Рождества Ее и Сына Ее Единородного. Царица Небесная обещалась Сама быть всегдашней Игуменией сей обители, изливая на нее все милости Свои и всех благодатей Божиих благословения со всех Своих прежних Жребиев: Иверии, Афона и Киева.
9 (22) декабря 1826 года состоялась закладка мельницы на месте, указанном преподобному Серафиму Царицей Небесной. «В зачатие праведной Анны и я хочу зачать обитель!» — торжественно объявил в этот день старец. Новая община стала называться Мельничной. Не имея еще келий, сестры до глубокой осени жили на самой мельнице и занимались работами. В конце октября построили келию, и в ней все поместились. Через некоторое время отец Серафим приобрел для них житницу и благословил им строить другие келии для вновь приходящих сестер.
В 1842 году Мельничная община была объединена с Казанской в одну единую Серафимо-Дивеевскую общину. Через 19 лет, в 1861 году, объединенная община была преобразована в Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь. Так повелось, что Верховной Игуменией (то есть Настоятельницей) монастыря почиталась Сама Пречистая Богородица, поэтому все настоятельницы считали себя только ее наместницами. Первой наместницей монастыря стала игумения Мария (в миру Елисавета Алексеевна Ушакова).
Нижегородская митрополия/Патриархия.ru