Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

В Санкт-Петербургской духовной академии прошла конференция «Богословие истории в XX веке и сегодня»

В Санкт-Петербургской духовной академии прошла конференция «Богословие истории в XX веке и сегодня»
Версия для печати
24 февраля 2022 г. 13:36

22 февраля 2022 года в Санкт-Петербургской духовной академии в очно-дистанционном формате прошла всероссийская научно-богословская конференция «Богословие истории в XX веке и сегодня». Модератором научного мероприятия выступил кандидат богословия, доцент кафедры богословия СПбДА священник Михаил Легеев.

Перед началом конференции с приветственным словом к собравшимся обратился проректор по научно-богословской работе академии протоиерей Константин Костромин. Он отметил, что тема богословия истории в последние годы вновь стала актуальной, что подтверждается данным научным мероприятием, которое собрало множество ученых и исследователей. Отец Константин также пожелал всем участником плодотворной работы и новых интересных идей.

В первой части мероприятия исследователи выступили с докладами, в которых отметили, что светские методы по выявлению социокультурных, экономических и политических взаимосвязей, а также поиск причинно-следственных связей при рассмотрении исторического процесса не имеет своей целью раскрытие темы божественного участия в жизни мира. В то же время христианское богословие находит обоснование учения о действии Бога в истории: анализ причинно-следственных связей исторических событий позволяет сделать вывод, что за ними стоит Божественный промысл. Докладчики также рассмотрели процессы взаимного влияния истории и филологии и постарались выявить возможности их теологической интерпретации. Прозвучали доклады о людях, которые внесли вклад в богословие истории как науку, — это святитель Викторин Петавский и протоиерей Думитру Станилое.

После перерыва участники конференции продолжили выступления. Темой обсуждения стало оправдание истории «историодицея» в трудах протоиерея Сергия Булгакова, протоиерея Георгия Флоровского и их современников, протопресвитера Александра Шмемана и протопресвитера Иоанна Мейендорфа. Был поднят вопрос об истории и эсхатологии в экклезиологической системе митрополита Иоанна (Зизиуласа). В рамках доклада «Богословское осмысление истории в трудах протопресвитера Александра Шмемана» участники мероприятия обсудили мнение богослова о том, что христианство должно открывать «смысл живой истории».

В третьей части конференции докладчики уделили внимание проблеме концепции времени как линейного соединения последовательных событий. Исследователи рассмотрели несостоятельность одной из концепций, происходящей от понятия «saeculi», которую можно назвать «народным временем». Из-за того, что «народное время» своим центром имеет светскую иерархию, оно воспринимается как ограниченное, заканчивающееся с правлением того или иного лидера. Участники конференции отметили, что христианство всегда иначе понимало историю, так как осознавало, что истинное время, история и власть осуществляются лишь в Царстве Небесном, которое существует «во веки веков». Также исследователи обратились к личностям Е.В. Спекторского и Н.А. Бердяева и проанализировали их взгляды на богословие истории, которые отражены в трудах философов.

В заключительной части исследователи затронули тему массового отступления русского народа от истинной веры как предпосылки к катастрофе 1917 года, а также вопрос соотношения христианства и патриотизма в истории Церкви. Помимо этого, ученые провели обзор католических и протестантских богословских трудов XX и XXI века по осмыслению истории.

Далее в рамках конференции состоялся круглый стол, в ходе которого прошла презентация монографии священника Михаила Легеева «Богословие истории как наука. Метод». Отец Михаил отметил, что в монографии продолжается (в дополнение к уже вышедшим трудам «Богословие истории и актуальные проблемы экклезиологии», «Богословие истории как наука. Опыт исследования») разработка богословия истории как самостоятельного направления научно-богословской мысли. Автор пояснил, что задачи метода простираются от размежевания с методом исторической науки до поиска типологических закономерностей в самой истории. Также ученый обратил внимание на то, что в книге рассматриваются острые и актуальные проблемы современной экклезиологии — формирование различных взглядов на устройство Церкви и ее отношение с внешним миром в русской и константинопольской богословских школах.

В завершение встречи собравшиеся рассмотрели перспективные направления исследований в области богословия истории.

Подробнее с темами докладов и списком участников можно ознакомиться по ссылке.

Пресс-служба СПбДА/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами