В Ровенской епархии уже стало доброй традицией донорство крови, которую приходят сдавать не только миряне, а прежде всего — священники Украинской Православной Церкви. Некоторые из них приходят на станции переливания крови целыми семьями, вместе со своими матушками и прихожанами, спасая жизнь простых людей, разного возраста, разного вероисповедания. Ведь говорят, что помогают незнакомым людям по зову души и из любви к ближнему. Телеграм-канал «Витраж информ» пообщался с председателем отдела Ровенской епархии по социальному служению протоиереем Василием Начевым. Священник рассказал о донорской программе в Ровно и истории ее становления у верующих Украинской Православной Церкви.
— Примерно пять лет назад, в 2015-м, когда я еще был мирянином, ко мне обратился мой друг со своей проблемой — сильно пострадал его маленький сын, которому требовалась помощь. Это был первый раз, когда я сдавал кровь для другого человека. Уже потом, когда стал священником Украинской Православной Церкви, родилась идея создать такой проект на уровне нашей епархии. Мы получили благословение владыки и начали формировать небольшую базу будущих доноров, желающих присоединиться к этому делу. Сначала это были только священники Ровенской епархии Украинской Православной Церкви, и мы организовывались на сдачу крови где-то раза два-три в год. Священников я приглашал из каждого благочиния, и каждый раз приезжало порядка 20-30 человек.
В 2016-2017 годах мы начали привлекать к донорству наших верующих, которые с радостью поддержали это начинание, и уже собирались на станциях переливания крови раз в два месяца. Таким образом мы начали это дело уже масштабнее.
А уже в 2020 году, когда началась пандемия, оказалось, что станции переливания крови в каждом районном центре, где они осуществляли свою деятельность раньше, закрыли в связи с карантином. Работал только Областной центр переливания крови, но потребность в крови от этого не уменьшилась, и мы с конца мая – начала июня организовали по просьбе медицинских работников сдачу крови каждый четверг. До настоящего времени мы действуем так.
Хотелось бы сказать, что сейчас, во времена информационной грамотности, и миряне Ровенской области, и прихожане нашей епархии, благодаря социальным сетям знают об этом начинании, поэтому мы не ищем желающих стать донорами. Я размещаю сообщения с объявлениями, что мы едем сдавать кровь, и люди сами звонят. Нам звонят даже из Сарненской епархии — спрашивают, когда запланирована ближайшая поездка доноров в центр переливания крови.
В проекте у меня хорошие помощники. Это молодые ребята, имеющие определенную телефонную базу, которую ранее мы сформировали. Есть у нас доноры и 40-50 лет, которые до этого момента ни разу не сдавали кровь, но увидев, что это делают сами священники, по благословению нашей Церкви, едут по зову души помогать незнакомым им людям, спасать человеческие жизни.
Понимаете, в чем дело? Когда миряне видят во главе этого дела священников Украинской Православной Церкви, они сами звонят, приобщаются к благому делу. Это говорит о безграничном доверии людей к своим духовным наставникам. Священник для православных верующих является лидером, примером. Поэтому не вызывает удивления, когда священники приезжают в центр переливания крови со своими матушками, которые тоже поддерживают донорский проект. Наш владыка викарный, епископ Пимен, когда ему позволяло здоровье, лично неоднократно с нами сдавал кровь. Люди видят, что Церковь заботится о них, что Церковь переживает, делают для себя выводы и звонят с предложениями присоединиться к нашим акциям.
Я могу с уверенностью сказать, что сейчас в донорском проекте Ровенской епархии Украинской Православной Церкви принимают участие около 150 человек. Это наши постоянные доноры. Но есть еще много людей, которые разово помогают со сдачей крови. Это еще человек 50. Поэтому можно считать, что наш проект оправдал себя и свою цель — спасать человеческую жизнь всеми доступными нам способами.
Почему именно в четверг мы едем сдавать кровь? Потому что есть определенные медицинские ограничения перед этой процедурой: в еде, напитках. А нам, православным, среда — постный день, поэтому в четверг сдавать кровь — лучший выбор. То есть не нужна какая-то дополнительная диета заранее перед процедурой.
Кроме донорского проекта у нас в Ровенской епархии было еще много других социальных проектов, которые пришлось приостановить в связи с карантинными ограничениями.
Мы постоянно посещали Ровенскую детскую гематологию, где еженедельно служили молебен для больных деток. Когда уже начался карантин, ввели определенные ограничения, мы служили в теплое время на улице, под окнами первого этажа. После молебна помазывали маслом детей через окошко одноразовыми палочками. С приходом холодов мы приостановили эти посещения, поскольку в больницу все еще не пускают, и окна не откроешь. Но когда мы посещали детскую гематологию, познакомились со многими волонтерами, которые также занимались организацией групп людей для сдачи крови, по благословению владыки сотрудничаем сейчас и с ними.
Регулярно мы проводили акции под названием «Подари ребенку радость». Наработали определенную информационную базу детей с особыми потребностями. Ежегодно, в период Рождественских и новогодних праздников, организовываем по благочиниям нашей Ровенской епархии сбор подарков или средств на эти подарки и сладости для детей. Создали склад, куда священники привозили подарки, сладости, одежду, игрушки и др., собранные у себя в приходах. И весь новогодне-рождественский период после богослужений совместно с волонтерами паковали подарки и распределяли по благочиниям для особых детей и детей, попавших в сложные жизненные обстоятельства.
Еще одним хорошим начинанием у нас до карантина был летний лагерь в с. Онишковцы Дубенского района Ровенской области. Именно там находится источник святой праведной Анны и женский монастырь святой Анны. При монастыре есть домики паломников, и матушка игумения позволила нам разместиться в них. На данный момент я собрал по нашей области координаты детей с особыми потребностями, которых мы смогли забрать и отвести на природу в летний лагерь. Вместе с ребенком в лагере обязательно находилась и мама, поскольку только мамы наверняка знают, какая помощь, когда, какой уход требуется ее особенному ребенку.
Волонтерами в лагерь я взял своих прихожан. У меня на приходе есть молодежка, поэтому девушки и юноши старшего возраста с радостью присоединились к этому событию. Мы также привлекали наших православных психологов к этой акции, девушек-организаторов, которые проводили различные мероприятия для детей. С утра все шли в храм на службу, а потом активно отдыхали: прогулки по лесу, игры, забавы. Во время таких лагерей, бесед с детьми и их родителями, понимаешь всю радость ребенка, который месяцами мог сидеть в квартире, не спускался на улицу из-за своего состояния, подышать, поиграть. Видишь, как дети общаются со сверстниками, как они оживают на глазах, радуешься вместе с ними, благодаришь Бога за все, что Он дал нам. Эти чувства невозможно передать словами.
В 2020 году лагерь также пришлось отменить, поскольку карантин очень жесткий, хотя мамы особых детей звонили, спрашивали, огорчались.
Кроме того, большой отпечаток на нашу социальную работу наложил 2019-й год, когда шли массовые захваты храмов Украинской Православной Церкви со стороны ПЦУ. Когда ты утром просыпаешься и думаешь, где сегодня может случиться беда, куда ехать, где требуется помощь нашим священникам и верующим? Я работаю также в юридическом отделе Ровенской епархии, поэтому эти вопросы меня касаются прежде всего. Статистика свидетельствует о том, что как только начинается Великий пост, у ПЦУ просыпается неуемное желание захватить еще несколько храмов, начинается беспредел.
Надеюсь, что в этом году Господь даст нам возможность, и мы восстановим все свои социальные проекты.
Беседовала Елена Сухинина
«Православная жизнь»/Патриархия.ru