7 февраля 2020 года в городе Арзамасе (Нижегородская обл.) по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия прошла региональная научно-практическая конференция «Бережливые технологии в образовании: теория и практика».
Организаторами форума выступили правительство области, мэрия Арзамаса при непосредственном участии государственной корпорации «Росатом», арзамасского филиала Нижегородского государственного университета (ННГУ) имени Н.И. Лобачевского и благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского, который является оператором гуманитарной программы АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера».
Участниками конференции стали заместитель губернатора области Андрей Гнеушев, мэр Арзамаса Александр Щелоков, руководитель объединенного проектного офиса госкорпорации «Росатом» и правительства Нижегородской области Алексей Мещеряков, заместитель директора «Управляющей компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» Тимур Сираев, советник главы Нижегородской митрополии Ольга Бараева, первый проректор ННГУ Кирилл Марков, директор арзамасского филиала этого вуза Сергей Пяткин, заместитель генерального директора АО ОКБ машиностроения имени И.И. Африкантова Илья Нитронин, представители арзамасской городской администрации и педагогической общественности Арзамаса, Сарова, Дивеева.
Перед началом пленарного заседания гости ознакомились с практикой внедрения бережливых технологий в арзамасских учреждениях образования: православной гимназии имени святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии и православном детском саду имени преподобного Сергия Радонежского. В январе 2018 года на базе православных гимназий Нижегородской епархии стартовали проекты «Бережливая гимназия» и «Бережливый детский сад». В проектах принимают участие гимназии Нижнего Новгорода (имени преподобного Сергия Радонежского, во имя святого благоверного великого князя Александра Невского и Сормовская православная гимназия имени святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова), две гимназии области (Арзамасская православная гимназия имени святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, Саровская православная гимназия имени преподобного Серафима Саровского), а также детский сад имени преподобного Сергия Радонежского в Арзамасе.
Затем в арзамасском филиале ННГУ состоялось установочное пленарное заседание. Его модератором выступила Ольга Бараева.
С приветственным словом к участникам обратился Андрей Гнеушев. Он поприветствовал собравшихся от имени губернатора Нижегородской области Глеба Никитина и отметил, что тема встречи очень актуальна. «Когда полтора года назад мы начали разрабатывать эту тему совместно с "Росатомом", было легкое недопонимание, как это можно применять в социальной сфере, — сказал заместитель губернатора. — Но в ходе работы мы увидели, какой хороший эффект дает внедрение бережливых технологий в учреждениях социальной защиты, образования, здравоохранения. С их помощью можно без дополнительных финансовых ресурсов поднять производительность труда и усовершенствовать различные процессы внутри социального учреждения. Приятно отметить, что в Арзамасе сейчас формируется та практика бережливых технологий, которая уже начинает транслироваться по области и в других регионах».
Александр Щелоков, говоря о бережливости, отметил, что это работа, которая сегодня формирует образ будущего. Поэтому относиться к бережливым технологиям нужно не как к банальному формированию бытовых условий, а как к стратегическому направлению деятельности. Он пожелал присутствующим успехов в работе конференции.
Алексей Мещеряков в своем выступлении подчеркнул, что оптимизация процессов в образовательной деятельности является одним из ключевых в проекте «Эффективный регион», который реализуется в Нижегородской области уже более двух лет. В январе 2018 года по инициативе Глеба Никитина и генерального директора корпорации «Росатом» Алексея Лихачева был запущен этот проект. Он включает в себя восемь направлений, охватывающих, в частности, промышленность, сельское хозяйство, образование.
«Для нас бережливые технологии в образовании — тоже новый опыт. Были сомнения, но результаты оказались положительными. Сегодня в Нижегородской области появились сотни бережливых проектов в вузах, колледжах, школах, детских садах. Опыт, который мы наработали, вызывает интерес и в других регионах. И сейчас пришло время подвести под него единую методическую базу. Важно отметить, что бережливые технологии основаны на непрерывном улучшении и ставят своей целью формирование у людей бережливого сознания. Эта деятельность также очень актуальна в рамках создания кластера «Арзамас-Саров-Дивеево»», — добавил Алексей Мещеряков.
Тимур Сираев, обратившись к участникам конференции, отметил, что кластер призван способствовать развитию Арзамаса, Сарова и Дивеева в целом.
«В числе приоритетных работ, – сказал он, – восстановление храмов и других объектов исторического и культурного наследия, строительство автомобильных дорог, объектов инфраструктуры и так далее. В рамках кластера сформирована группа гуманитарных проектов, которые объединены в программу «С именем преподобного Серафима Саровского». В нее входят конкурс «Серафимовский учитель», новый конкурс «Серафимовская школа служения», который предполагает внедрение бережливых управленческих технологий, а также широкое внедрение практики духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В феврале этого года будут запущены еще два проекта программы: «Серафимовский врач», «Серафимовская сестра милосердия».
К участникам встречи также обратились Кирилл Марков и Сергей Пяткин. Они говорили о том, насколько актуальна тема бережливых технологий в организации современного процесса обучения.
Затем были заслушены доклады. Кандидат педагогических наук, руководитель гуманитарной программы «С именем преподобного Серафима Саровского» Ольга Бараева рассказала о направлениях работы по применению принципов бережливого производства в учреждениях образования.
Она отметила, что применению этих методов предшествовало исследование мнения родительского сообщества о современной системе образования. Среди основных родительских запросов: значительное усиление функции воспитания ребенка; формирование его мировоззрения; развитие личностных качеств; возвращение к традициям русской и советской школы по формированию школьного коллектива; нормирование объема домашних заданий; отход от практики формального контроля освоения знаний. Родители отмечают также отсутствие у детей времени на получение качественного дополнительного образования и раннюю профориентацию. Беспокоит их и отсутствие у школьников восприятия труда как нравственной ценности.
«Как показал опыт, при применении бережливых технологий значительно высвобождается время и у руководителя учебного заведения (например, на то, чтобы более глубоко осмыслить деятельность своего образовательного учреждения, в чем его цель и миссия), у учителя — на подготовку к уроку, на непосредственное общение с учащимся, время на самообразование, у детей повышается успеваемость, снижается нагрузка, в том числе уменьшается объем домашних заданий. В результате остается больше времени на посещение кружков и секций, а также для участия в ранней профориентации», — сказала советник главы Нижегородской митрополии.
Она перечислила некоторые «бережливые» проекты. В школе это навигация и визуализация, оптимизация работы библиотеки, трапезной, кабинетов физики, химии и биологии, подготовки к уроку технологии, электронный журнал и дневник, организация пространства кабинетов по системе 5С, раздельный сбор мусора и другие проекты. В садике были заново продуманы организация места работы воспитателя, навигация по детскому саду, парковка для санок и колясок и так далее.
Ольга Бараева отметила, что задачей является создание модельных учреждений в Арзамасе, Дивееве и Сарове, где все процессы будут осуществляться на базе бережливых технологий, и особое внимание будет уделено духовно-нравственному развитию ребенка. Инструментами для последнего являются лучшие педагогические практики, обобщенные в ходе проведения конкурса «Серафимовский учитель». Эти методические материалы получили все участники конференции.
Доктор педагогических наук, профессор, декан психолого-педагогического факультета арзамасского филиала ННГУ Тамара Щелина в своем выступлении тоже обозначила болевые точки современной системы образования. В качестве одного из путей снижения их остроты она назвала возможности внедрения бережливых технологий.
Далее работа продолжилась по секциям. Они были посвящены применению бережливых технологий в учреждениях дошкольного, среднего общего и дополнительного, профессионального и высшего образования, а также конкурсу студенческих проектов.
Конференция завершилась итоговым пленарным заседанием. На нем были озвучены результаты работы секций, которые должны стать основой для разработки методической литературы по внедрению бережливых технологий.
Затем официально был дан старт конкурсу «Серафимовская школа служения». Участие в нем могут принять проекты не только в сфере образования, но и медицины, а также применяемые в учреждениях социального обслуживания населения.
Далее состоялось награждение сотрудников арзамасского филиала ННГУ, принявших активное участие в подготовке и проведении научно-практической конференции. От имени объединенного проектного офиса госкорпорации «Росатом» и правительства Нижегородской области благодарственные письма получили Максим Фокеев, Тамара Щелина, Елена Гоголева и Сергей Пяткин.
Нижегородская митрополия/Патриархия.ru