Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

В соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря завершены работы по сохранению монументальной живописи ХVI века

В соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря завершены работы по сохранению монументальной живописи ХVI века
Версия для печати
5 апреля 2019 г. 16:04

В соборе Рождества Богородицы — главном храме Богородице-Рождественского Ферапонтова мужского монастыря (Вологодская митрополия) — завершены работы по сохранению монументальной живописи ХVI века.

Стенописи 1502 года в соборе Рождества Богородицы имеют особую значимость для российской и мировой культуры. Росписи в соборе являются единственным сохранившимся до наших дней в первозданном виде ансамблем монументальной живописи великого русского мастера Дионисия.

Опыт консервации настенных росписей Дионисия под руководством реставратора высшей категории Н.Г. Брегмана в Ферапонтовском соборе является примером методически выдержанной последовательности в проведении всех этапов консервационных работ, что наряду с преемственностью методов, архитектурной реставрацией и музейным хранением представляет комплексный научный подход к решениям проблем уникального объекта культурного наследия.

По завершении тридцатилетнего цикла противоаварийных консервационных работ на росписях Дионисия, в 2011 году экспертами была отмечена уникальность завершенного этапа сохранения древнего памятника и подтверждена необходимость постоянного контроля над проведенными консервационными работами и возможными изменениями в состоянии стенописи. В соответствии с данным решением в 2012-2018 годах на стенописи Дионисия последовательно осуществлялись консервационные мероприятия в северной, западной, южной и восточной частях четверика собора, а также в северной алтарной апсиде — жертвеннике.

В 2018 году консервация продолжена в центральной и южной апсидах собора. Все работы по очистке и укреплению красочного слоя в 2018 году велись в соответствии с утвержденными методиками 1986, 1988 и 2010 годов. В разработке методик консервации росписей Дионисия на протяжении многих лет принимало участие большое количество исследователей и реставраторов, которым удалось не только создать новые инновационные методики, но и реализовать их в памятнике под постоянным контролем со стороны научно-методических советов Министерства культуры РСФСР, МК СССР и МК РФ.

В 2010 году методика по консервации красочного слоя была вновь утверждена МК РФ без изменений, поскольку ее актуальность подтверждена длительным периодом реализации и наблюдением над полученными результатами.

Собор Рождества Богородицы является ядром архитектурного ансамбля Ферапонтова монастыря и представляет собой первую каменную постройку Белозерья и монастыря, построенную, скорее всего, ростовскими мастерами, на что указывает его декор и строительные приемы. Собор был возведен в 1490 году на месте, освященном преподобным Ферапонтом для деревянной церкви 1408 года.

Финансово-хозяйственное управление/Патриархия.ru

Материалы по теме

Отошел ко Господу насельник Успенского мужского монастыря г. Иваново иеродиакон Илия (Овинов)

В день прославления преподобной Арсении Усть-Медведицкой митрополит Волгоградский Феодор возглавил торжества в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре

В Кубанском государственном университете прошла научно-практическая конференция «Русская Православная Церковь в истории Юга и Северного Кавказа»

Монастырю преподобного Иова Почаевского Германской епархии Русской Зарубежной Церкви передали ключи от замка Зайфридсберг

В Ярославле представили проект «Спаси и сохрани», направленный на сохранение разрушающихся храмов

Митрополит Донецкий Владимир встретился с первым заместителем руководителя Администрации Президента России С.В. Кириенко

Глава Красноярской митрополии призвал красноярцев помочь в восстановлении сгоревшего храма в Кедровом

Председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата совершает рабочую поездку в Казанскую епархию

В Москве открылись XII научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

В Москве состоялась конференция «Антиминсы и литургические ткани: история и образ»

Русский антиминс: рукописный и печатный [Статья]

В Сергиево-Посадском музее-заповеднике пройдет выставка, посвященная преподобному Сергию Радонежскому

Исторический образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» возвращен в Храм Христа Спасителя

Архиепископ Якутский Роман принял участие в открытии выставки «Древнерусская живопись в наследии А.Н. Овчинникова» в Якутске

На базе Московской духовной академии началась стажировка по иконописному образованию

В Курске проходит выставка икон «Лики святых заступников Руси»