14 ноября 2018 года в городском музее Сарова открылась выставка «Лики русской иконы» из собрания московского музея имени Андрея Рублева. Экспозиция будет работать до середины января.
Это уже третья выставка, которую привозят в Саров сотрудники Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Первая была посвящена 300-летию Саровской пустыни (2006), вторая — православному монашеству и преподобному Серафиму Саровскому (2013), а нынешняя знакомит горожан с шедеврами из собрания музея.
Директор городского музея Светлана Федорова назвала подобные выставки «музейным счастьем», а протоиерей Владимир Кузнецов поблагодарил гостей за подаренную возможность увидеть лучшие образцы древнерусской иконы. Он благословил это начинание и напомнил, что икона является «окном» в невидимый духовный мир. «Нам очень важно, — сказал отец Владимир,— прикасаясь к этому миру, стать ближе к Богу, открыть для себя крупицы духовной мудрости, необходимой для спасения».
Главный хранитель Музея имени Андрея Рублева Оксана Смирнова считает выставленные образы «золотым фондом» мирового масштаба. В Саров привезли не оригиналы икон, ценность которых слишком велика, а высокоточные фотокопии, вплоть до долей миллиметра. При помощи уникальной технологии фотокопия одной иконы изготавливается от нескольких часов до нескольких суток. Это позволяет показать людям шедевры иконописи, которые обычно не покидают стен музея.
Оксана Викторовна рассказала, что Центральный музей древнерусской культуры и искусства был создан по указу Сталина в 1947 году, но своих первых посетителей принял только в 1960 году. Все эти годы сотрудники музея формировали основу его коллекции. Это было поколение энтузиастов, желающих сохранить иконы для потомков. Они ездили в экспедиции, в заброшенные храмы, ходили по сельским избам и брали столько икон, сколько могли унести, поскольку транспорта у них не было. Часто возвращались за новой порцией икон, но заставали уже пепелище. В те годы иконы использовали как ставни, двери сарая, полки, столешницы. В музее есть иконы с приделанными дверными ручками, опиленные по размеру кадушек.
Первую экскурсию по выставке провела заведующая отделом учета и комплектования фондов Музея имени Андрея Рублева Светлана Кирьянова. И начала она с главного экспоната — иконы «Господь Вседержитель» первой половины XIII века из храма села Гавшинка Ярославской области. Он имеет точно такую же иконографию, что и самый древний известный образ «Господь Вседержитель» из монастыря святой Екатерины на горе Синай. Икона пережила татаро-монгольское иго и является бесценным памятником древнерусского искусства. Но выяснилось это не сразу, поскольку поверх красочного слоя была «запись», сделанная на 500 лет позже. Светлана Александровна объяснила, что иконы при поступлении в музей бывают совсем не похожи на те, что мы видим в экспозиции. Это результат долгих реставрационных работ, причем заранее неизвестно, какой шедевр откроется под напластованиями.
Когда лак на иконе темнел, по нему русские иконописцы писали новый слой. В практике искусствоведа встречалось восемь слоев более поздней «записи», но обычно их три-четыре. Снятие каждого слоя означает его утрату. Но есть и другая причина того, почему лики старинных икон темные. Все дело в технике «плави», объяснила экскурсовод. Иконописцы не смешивали темперные краски, а чтобы получить нужный оттенок, накладывали их слоями. Сначала — темную основу, затем «высветляли» лики, а в конце — «оживляли» белыми штрихами — «пробелами» (именно в такой технике палехские иконописцы расписали новый саровский храм в честь святых Царственных страстотерпцев). Столетия спустя верхние слои иконы стирались, и оставалась темная основа.
Особенности житийной иконы с клеймами Светлана Кирьянова показала на примере образа святого великомученика Георгия Победоносца, небесного покровителя основателя Москвы князя Юрия Долгорукого. Она обратила внимание на то, что в западной христианской иконописи делают акцент на физических страданиях мучеников, а на русских иконах святые спокойны и невозмутимы. Также в экспозиции представлен целый ряд Богородичных икон: «Рождество» и «Успение Пресвятой Богородицы», «Владимирская-Волоколамская» и «Неупиваемая Чаша».
Резкий перелом в иконописной традиции наступает в XVII веке, одновременно с церковным расколом. Иконы становятся авторскими, они усложняются, появляются декоративные элементы. Эту эпоху иллюстрируют иконы мастеров Оружейной палаты Московского Кремля, которые и завершают экспозицию.
Первые посетители выставки узнали, как возникла традиция написания икон и что такое иконоборчество; какие законы пространства и времени действуют на иконе по сравнению с картиной; как мы различаем работы великих русских мастеров, если они их не подписывали; чем отличаются копия и список иконы и многое другое.
Выставка получилась небольшая, но очень продуманная, она дает представление о красоте и разнообразии русской иконы.
Нижегородская митрополия/Патриархия.ru