Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Русский Север встречает своего Патриарха

Русский Север встречает своего Патриарха
Версия для печати
18 августа 2018 г. 15:06

17 августа 2018 года с посещения одной из самых удаленных от «континента» территорий Государства Российского — архипелага Новая Земля — началась поездка Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в епархии Русского Севера. В ближайшие дни Первосвятитель посетит Нарьян-Марскую, Великоустюжскую и Котласскую епархии, а также Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. Некоторые из этих мест Предстоятель Русской Православной Церкви посетит впервые. Об этом уникальном визите, его значимости для северных епархий и особенностях церковного служения на Русском Севере телеканалу «Царьград» в интервью рассказал епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий.

— Владыка святый, наш Предстоятель, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, уже неоднократно посещал Русский Север, в том числе его врата, Вологодчину. Но этот Первосвятительский визит — особенный: Его Святейшество посетит многие места, где прежде никогда не бывал. В чем значимость этого посещения как для Великоустюжской епархии, так и для Русского Севера в целом?

— За весь Русский Север я, конечно, не берусь отвечать, но не секрет, что Святейший очень трепетно относится к нашим северным святыням, часто посещает и Валаам, и Соловецкий монастырь. Для него это, очевидно, связано с личными переживаниями: его дед был узником Соловецкого лагеря. Конечно, теплота Святейшего в отношении к Северу чувствуется, и такие внешние моменты говорят о том, что Патриарх действительно уделяет Русскому Северу особое внимание.

Для Великоустюжской епархии визит Святейшего, конечно, очень важен. В первую очередь, для верующих людей значителен факт того, что здесь, на нашей земле, будет совершаться молитва Первосвятителя, Предстоятеля нашей Церкви. Для нас важна его молитвенная и отеческая поддержка. Пастырское слово, сказанное вблизи, лицом к лицу, а не с экрана телевизора, и отклик будет иметь живой и настоящий.

Не сомневаюсь, что Первосвятительская проповедь Святейшего послужит укреплению многих в вере, а для кого-то, может быть, станет тем необходимым поводом, чтобы обратить свой взор в сторону Бога, по-другому переосмыслить свою жизнь и отношение к вере. В развитии епархии, я думаю, этот визит также сыграет свою роль. Мы надеемся на поддержку Святейшего в решении вопросов, связанных с реставрацией наших святынь, на его совет и опытный взгляд.

Мы благодарны Святейшему Патриарху за то, что в своем действительно очень плотном графике он нашел место для визита в Великий Устюг, тем самым завершая посещение Вологодской митрополии. В июне Святейший Владыка побывал в Вологодской и Череповецкой епархиях, а сейчас вот и в Великоустюжской.

— Вся Ваша жизнь связана с Русским Севером. В чем, по Вашему личному опыту, особенности церковного служения, в том числе миссионерской деятельности, в северных епархиях нашей Церкви?

— Север — место особое. Я бы сказал, что главная особенность людей здесь — отсутствие фальши. Отличительная черта северян — искренность. Здесь это в большей степени проявляется, ввиду, наверно, климатических условий. Север соединяет людей с волевым характером, настойчивостью, упертостью в своих взглядах. С одной стороны, это хорошо, это дает прочную основу, но, с другой стороны, требует более внимательного подхода, в том числе и миссионерского. Миссионерская деятельность здесь требует большой отдачи.

Конечно, церковное служение везде тяжело. Я не хочу сейчас сравнивать служение в Москве, например, и здесь. Везде свои сложности. Здесь люди в меньшей степени защищены социально, у них меньше развлечений, но они ждут Слова, живого свидетельства о Боге. Если сравнивать Великоустюжскую епархию и Мурманскую, то Великоустюжская — это настоящий Русский Север. В Мурманской епархии живет большое количество представителей разных народов и культур, представителей других религий, а устюжская земля сберегла свою самобытность, традиционность. И эта традиционность позволяет людям сохранять свое нутро, свою суть, слышать слово Божие и интересоваться им.

При всем этом во многих моментах миссионерскую работу здесь необходимо начинать с самых азов, с элементарных представлений о вере. И в этом, конечно, есть наша недоработка, скорее даже катехизаторская, а не миссионерская. Во многом представления о вере сводятся к обрядовой стороне, что требует просветительской работы. Нам необходимо, в первую очередь, донести до сознания людей, что главная книга христиан, главный путеводитель — это Евангелие. Не просто привить людям привычку к обряду, а именно донести Слово Божие. Необходимо подлинное просвещение, чтобы христианство у людей ассоциировалось не только с крещенской водицей и кроплением яиц на Пасху. Необходимость просвещения, кстати, касается и самих миссионеров. Необходимо повышать еще и уровень общей культуры. Миссионер должен быть способен на примере и светского искусства, литературы уметь говорить о Боге.

А вообще, самый главный миссионерский посыл — это то, как мы сами живем, потому что можно говорить сколько угодно красивых слов, но если люди видят, что жизнь священнослужителя далека от тех истин, которые он озвучивает, то слово его не найдет отклика в сердцах. И напротив, батюшка может быть совсем не красноречив, но самой жизнью своей учить любви. Это и есть главное миссионерство. Без этой основы все бессмысленно. Какие бы красивые слова мы ни говорили, сколько бы книг ни прочитали, сколько бы встреч ни провели, все без толку, если не будет живой основы.

— Недавняя трагедия в Карелии с особой остротой поставила вопрос сохранения русского деревянного церковного зодчества, в первую очередь, конечно же, северного. Насколько эта проблема значима для Великоустюжской епархии? Что делается в этом направлении?

— Проблема сохранения памятников деревянного зодчества для нас не столь актуальна, как для Карелии, потому что у нас в основном храмы каменные. Конечно, вопрос сохранения памятников тоже стоит, но решается в штатном режиме, во взаимодействии с музеем и органами власти. Здесь, конечно, тоже есть свои сложности. Мы понимаем, что государство стоит на защите храмов-памятников, и это хорошо. Но сегодняшняя система согласования реставрационного процесса часто приводит к тому, что даже незначительные ремонтные работы для храма выливаются в месяцы, а то и годы ожидания реальных действий и огромные, часто совершенно неподъемные суммы.

Конечно, контроль со стороны государства необходим, я не говорю сейчас о перспективе вседозволенности в вопросах реставрации, но мне кажется, что перечень обязательных для жесткого согласования работ должен быть каким-то образом пересмотрен. В конце концов, мы делаем общее дело и, в первую очередь, должны быть нацелены на результат. У нас же часто получается так, что пока памятник разрушается, до него нет дела органам охраны, а как только кто-то берется за восстановление, начинают сыпаться директивы и штрафы. На мой взгляд, это нечестно, и в этом на сегодняшний день состоит основная проблема.

— Великий Устюг в народном сознании очень часто ассоциируется с «родиной Деда Мороза», нет ли в этом языческих пережитков? Как Вы вообще уживаетесь с таким «соседом»?

— В ответ могу лишь спросить: «У кого ассоциируется?» Наверное, в большей степени у журналистов, которые почему-то вновь и вновь муссируют эту тему вместо того, чтобы говорить о святых устюжской земли, о наших прославленных землепроходцах.

Говоря о Деде Морозе, необходимо четко разделять понятия проекта и людей, которые в нем заняты. Устюжане не поклоняются Деду Морозу, нет культа его. Изначально это был проект, направленный на решение многих социальных проблем, которые остро стояли перед регионом в тяжелый экономический период, проект, имеющий добрую и положительную основу. Язычество и сказка — это все-таки несколько разные вещи. А с людьми, которые заняты в этом проекте, мы сотрудничаем, они часто приходят нам на помощь. Что касается туристов, они, приезжая к Деду Морозу, приходят в наши храмы, открывают для себя красоту Русского Севера, историю наших святых.

Что касается языческих пережитков, меня, честно говоря, гораздо больше волнует то, что у нас на Крещение за водичкой толпами идут, а на причастие — единицы. Не с Дедом Морозом бороться надо, а с языческими пережитками у нас в храмах. Не о том думаем, не с тем боремся.

— Ваш край очень богат православными святынями. Расскажите, пожалуйста, об этом. Какие великоустюжские святые места стоит посетить православному паломнику?

— Великий Устюг — это родина святителя Стефана Пермского, место подвига святых Прокопия и Иоанна Устюжских, Киприана Устюжского, наших местночтимых покровителей семьи и брака — Иоанна и Марии Устюжских. Много можно рассказать о Великом Устюге, потому что это действительно намоленная земля, богатая подвигами святых от древних времен до эпохи новомучеников. Приезжайте, помолитесь, познакомьтесь ближе с историей нашего старинного города — ровесника Москвы, посетите наши храмы. Мы рады гостям и всегда готовы оказать помощь, если потребуется.

Беседовал Михаил Тюренков

«Царьград»/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами