Выставка «Фарфор и трон», приуроченная к 150-летию со дня рождения императора Николая II и 100-летию гибели святой царской семьи, открылась 30 мая 2018 года в Иоанновском равелине Петропавловской крепости. Это совместный проект Музея истории Санкт-Петербурга и Императорского фарфорового завода.
Экспозиция создана в рамках подготовки к 275-летию ИФЗ и рассказывает об истории первого в России и третьего в Европе предприятия по производству фарфора, бессменного поставщика императорского двора. Особо ценные экспонаты коллекции — предметы, бытовавшие при Императорском Дворе. Многие экспонаты демонстрируются впервые.
Представлены предметы из первого отечественного («Собственного») сервиза императрицы Елизаветы Петровны, изготовленных по заказу императрицы Екатерины II сервизов «Арабескового», «Яхтинского», «Кабинетского», а также скульптурные портреты государыни работы французского скульптора Жана-Доминика Рашетта (1744-1809), модельмейстера завода.
В царствование императора Павла Петровича на предприятии появилась традиция подношений ко Двору к праздникам Рождества Христова и Пасхи, эта тема широко представлена, причем не только старинными изделиями, но и современными — в XXI веке традиция возобновилась.
На тематике фарфорового искусства первой четверти XIX века отразилась победа в Отечественной войне 1812 года — это наглядно передают предметы из «Гурьевского» («Русского») сервиза.
В начале XX века по указанию императора Николая II по моделям Павла Каменского (1858-1922) была выполнена скульптурная серия фигур, представляющих народности, населяющие Российскую империю, которая отличается этнической достоверностью и непревзойденным качеством художественного исполнения. На выставке можно увидеть и старинные фигуры, и современные, выполненные по старым моделям.
Отдельный раздел посвящен истории предприятия после 1917 года: здесь знаменитый фарфор, выполненный по эскизам выдающихся художников Сергея Чехонина, Натана Альтмана, Казимира Малевича, Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова-Водкина, Мстислава Добужинского и других.
На церемонии открытия замдиректора по развитию музея истории города Сергей Калюжный отметил, что это не первый совместный проект музея и завода: «История жизни города тесно связана с историей жизни завода», — сказал он.
«Мы показываем практически всю историю связи царской семьи с Императорским фарфоровым заводом, — сказала директор завода Татьяна Тылевич. — О большинстве экспонатов можно делать самостоятельные экспозиции, они и сами по себе интересны: мы — предприятие историческое. Но мы — и современное художественное предприятие, и представили творчество наших художников».
Завершает выставку раздел, посвященный современной деятельности завода и официальным заказам последних лет. Часть работ художники ИФЗ выполнили специально для выставки, они посвящены памяти расстрелянной императорской семьи. Молодая художница Юлия Чистякова создала композицию-триптих «За веру, Царя и Отечество», «Друг семьи», «Дом особого назначения». Она состоит из трех блюд: на первом — портрет императора Николая II на фоне лиц безымянных солдат Первой мировой, на втором портрет Григория Распутина на фоне портрета царской семьи, на третьем сквозь изображение вождя революции Владимира Ленина зловеще проглядывает интерьер Ипатьевского дома в Екатеринбурге, где была расстреляна царская семья. Объединяет все три блюда не только общая стилистика изображений, но и включенная в композицию каждого блюда неровная золотая полоса со сквозными отверстиями, напоминающими следы от пуль.
«Мне давно хотелось сделать что-то на тему истории нашей страны в ХХ веке, рассказала художница корреспонденту ИА "Вода живая". — В прошлом году, когда отмечали 100-летие революции, я сделала серию тарелок по мотивам поэмы Александра Блока "Двенадцать". А потом мне предложили сделать композицию, посвященную гибели царской семьи. Это убийство — одна из главных трагедий ХХ века, мы до сих пор расхлебываем то, что тогда натворили».
Выставка открыта до 19 сентября.
Санкт-Петербургская митрополия/Патриархия.ru