Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Круглый стол, посвященный преподаванию Основ православной культуры в школе, прошел в Нижнем Новгороде

Круглый стол, посвященный преподаванию Основ православной культуры в школе, прошел в Нижнем Новгороде
Версия для печати
23 мая 2017 г. 15:36

22 мая 2017 года в издательском доме «Нижегородская правда» прошел круглый стол «Преподавание основ православной культуры в школе». Мероприятие входит в программу проекта «Тепло родного очага», победившего в грантовом конкурсе «Православная инициатива».

В работе круглого стола приняли участие представители Нижегородской епархии, преподаватели православных гимназий, сотрудники ведущих СМИ Нижегородской области, родители школьников, изучающих курс «Основы православной культуры» (ОПК). Ведущими выступили директор издательского дома Екатерина Чудакова и редактор газеты «Голос ветерана» Юлия Щербакова.

К обсуждению предлагались вопросы, касающиеся задач и содержания курса, подготовки педагогических кадров. Поднималась проблема информированности родителей о целях и задачах курса ОПК, а также о вопросах, которые находятся на периферии светского и религиозного образования и воспитания.

Начиная разговор о задачах курса ОПК, отец Евгений подчеркнул, что этот предмет носит сугубо культурологический характер. «Ни о какой религиозной жизни в рамках этого модуля мы говорить не можем. Исключение составляют православные гимназии, в которых помимо государственного образовательного стандарта реализуется православный компонент», — сказал он. «К сожалению, этот курс очень краткий, и кроме того, модуль ОПК выбирают не все: в 2016-2017 учебном году только 69% родителей выбрали этот курс. Следующий в рейтинге — "Основы светской этики", за ним — "Основы мировых религиозных культур" и другие модули».

Речь шла и о том, можно ли сделать существующий модуль более светским. «Вряд ли такое возможно, поскольку ОПК и так светский, культурологический предмет», — ответил отец Евгений. Более насущная задача, по его мнению, — расширение модуля по ступеням образования. «Два года назад нижегородцы обратились к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой передать этот вопрос на рассмотрение в федеральное Министерство образования и науки. Сейчас он на стадии разработки. И немалую роль в его продвижении, как видим, играют сами родители и их обеспокоенность нравственным воспитанием детей».

Отца Евгения поддержали родители — участники встречи. Присутствующие говорили об актуальности курса ОПК в условиях массовой информационной атаки на детей через телевидение, сетевые игры и социальные сети. Юлия Щербакова выразила общую надежду родителей на этот предмет, который, по их мнению, может стать альтернативой антивоспитанию, популяризации антиценностей, навязываемых через прессу и кинематограф.

Большой блок вопросов касался православных гимназий. Слушателей интересовало, чем православная гимназия отличается от светской общеобразовательной школы, как реализуется православный компонент в учебном процессе, как религиозный календарь вписывается в образовательный процесс, пользуются ли гимназии спросом у нижегородцев, как складывается судьба выпускников.

«Выпускники имеют самые широкие возможности для реализации тех знаний и способностей, которые они приобрели и развили во время учебы. И православный компонент в этом процессе — не помеха, а подспорье, потому что ребенок на выходе из стен гимназии имеет сформировавшееся мировоззрение и устойчивую гражданскую позицию», — отметил священник.

Своим опытом в ходе встречи поделились педагоги православных гимназий Нижнего Новгорода, которые на уроках сталкиваются с проблемой соединения светского и религиозного подходов в образовании.

«Мы рассматриваем произведения литературы с двух позиций — светской и евангельской, — рассказала Елена Ладошкина, учитель русского языка и литературы сормовской православной гимназии имени апостола Иоанна Богослова. — Таким образом, мы реализуем и образовательный стандарт, и православный компонент. Часто с детьми замечаем, что эти взгляды принципиально отличаются. И традиционное восприятие художественного произведения, которое преподносится в обычной школе, уходит на второй план. Тем более что к среднему звену знания основ Православия у детей достаточно глубокие, так что они могут самостоятельно анализировать тексты и делать выводы».

В завершение отец Евгений пожелал всем больше времени и внимания уделять детям.

В интервью журналистам Юлия Щербакова отметила, что в формате круглого стола разговор о православном образовании проводился впервые в истории газеты «Нижегородская правда», хотя на ее страницах эта тема периодически поднимается.

Нижегородская епархия/Патриархия.ru

Материалы по теме

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации встретился с педагогическим сообществом Волгограда

В Красноярске наградили победителей регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя»

Завершились Х Рождественские чтения Курской епархии

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Крымскую митрополию с рабочим визитом

Выпускники Уфимского университета науки и технологий защитили итоговые работы по программе «История и философия Православия»

Глава Кубанской митрополии и председатель Законодательного собрания Краснодарского края обсудили вопросы взаимодействия депутатского корпуса с духовенством региона

Глава Санкт-Петербургской митрополии и ректор Русской христианской гуманитарной академии обсудили преподавание теологии в вузе

В Бежецкой епархии состоялась окружная педагогическая конференция

В Яранской епархии открыли «Дом для мамы»

В Оренбургской духовной семинарии прошла всероссийская конференция «Духовное наставничество как основа и идеал истинного учительства: история и современность»

Издан молитвослов на языках коренных малочисленных народов Севера

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации провел всероссийский семинар-практикум «Я — региональный наставник»