22-23 сентября 2016 года в Оренбурге проходили IХ евразийские (межрегиональные) Богородице-Рождественские образовательные чтения «Оренбуржье 1917-2017: уроки столетия».
Чтения были организованы отделом религиозного образования и катехизации Оренбургской епархии при поддержке правительства Оренбургской области, министерства образования Оренбургской области, министерства культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области, администрации г. Оренбурга, ведущих учебных заведений областного центра, общественных организаций.
В мероприятии приняли участие митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий, заместитель председателя правительства Оренбургской области по внутренней политике В.И. Баширова, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, председатель отдела религиозного образования и катехизации Оренбургской епархии, ректор Оренбургской духовной семинарии игумен Никодим (Шушмарченко) и др.
На пленарном заседании чтений протоиерей Димитрий Смирнов выступил с докладом «Главный вопрос существования народа и государства в XXI веке», в котором обратил внимание на то, как столетие, прошедшее с революции 1917 года, повлияло на сознание русских людей. «Про эту эпоху даже нельзя сказать, что мы ее пережили, ― сказал священник. ― Теперь, когда можно, пусть и с определенными трудностями, достичь архивов, для моей семьи выяснилось, что среди моих родичей двадцать два священномученика. И прадед, и прапрадед, и прапрапрадед, и до семнадцатого века были священники; и двадцать два человека из семьи было расстреляно. Как можно сказать, что эпоху мы пережили? Нет, это не пережили, это продолжается дальше. И на этих примерах мы воспитываем детей, которые оказались на нашем попечении. Это долго и неизбывно, как неизбывна церковная история. Мы вспоминаем гонения на Церковь римских императоров, прекрасно помним, кто их возбуждал, это очень важная часть церковной истории. И по тому, что пережила Русская Православная Церковь в этом столетии, совершенно ясно, что это вызвано драконовым отношением к собственному народу. Если посмотреть на современные проблемы России, ― а их очень много, нынешняя власть старается кое-что из этого устранить и даже что-то получается, чему мы, естественно, рады, ― то они непосредственно связаны с тектоническими сдвигами в сознании некогда русского человека при переработке его в советское».
«Однажды, ― вспоминает о. Димитрий, ― двадцать пять лет тому назад я стоял и глядел, как каменщики возводили уничтоженную колокольню на храме, где я служу до сих пор. Подходит ко мне гражданин на вид лет восьмидесяти, коротко подстриженный, совершенно седой, с голубыми глазами, крепенький такой, и говорит: «Батюшка, разрешите обратиться». ― «Да, пожалуйста». ― «Как же так случилось: сколько мы вас расстреливали, а вы вновь восстанавливаете храмы?» Я ему отвечаю: «Знаете, траву чем чаще косить, тем она гуще растет». Вроде бы должно быть все отбито, а рождаются новые молодые люди, которые идут в монастыри, становятся священниками, начинается совсем новая жизнь. Даже, помню, меня поразило: я тогда состоял в Епархиальном совете, туда пришел юноша и сказал: «Дедушка мой взорвал храм, отец его восстановил, а я теперь иду в семинарию».
Все, что произошло с нами в семнадцатом и в последующие годы до сегодняшнего дня, это в нас советское, и во мне это есть, и во всех… Главной причиной наших экономических проблем почему-то называют коррупцию, хотя коррупция ― это только сегмент. На самом деле, абсолютно грубое казнокрадство. А с чем это связано? Зачем человеку нужен миллиард долларов? Это же болезнь. Вот, человек заболел сребролюбием, и вот он достигает миллиарда долларов и думает, что его это от чего-то спасет, хотя он может попользоваться деньгами очень небольшой период жизни до того, как его снесут на кладбище или в крематорий, кому как приятней. А о сребролюбии, о пороке своей души, он не знает. Говорятся какие-то общие слова о нравственности, о развитии гармоничной личности, то есть лепится демагогия, потому что любая нравственность стоит только на базе религиозности. Зачем придумывать религиозность, когда у нас есть тысячелетняя Церковь? Нужно просто от безбожия вернуться к Богу. Первая причина всех наших русских нестроений кроется в народном безбожии. Это главная, фундаментальная проблема».
«Среди нас здесь находятся учителя, ― отметил глава Патриаршей комиссии. ― Что им воспитывать? Любовь к труду с помощью лозунга «надо трудиться»? А зачем трудиться? Единственное основание и для труда, и для того, чтобы от себя отнять и отдать другому, и для того, чтобы не смеяться, когда кто-то упал, а наоборот, дать руку и поднять, чтобы не избивать ногами лежачего, ― это религиозное отношение к жизни. Когда человек понимает, что можно, а что нельзя, что такое хорошо и что такое плохо. Как этому научить, если нет соотнесения с жизнью Небесной? Ведь правда от Бога, а не от начальства, не от культуры, не от кино и тем более не от эстрады. Никогда никакой нравственности быть не может без обращения человека к Богу, только с этого все начинается.
И еще: при нашей территории нужно, чтобы в семье рождалось 2,1 ребенка. Сто лет назад средняя семья имела семь-восемь детей. А десять, пятнадцать, двадцать детей ― это было обычное явление. Больше двадцати ― уже писали в газетах. Поэтому народ рос. Говорят, что при Николае Втором русский народ вырос на 50 миллионов человек. А сейчас мы вымираем, стареем и можно пенсионный возраст объявить с 80 лет. Средний возраст сейчас у россиянина 40 лет, мы чрезвычайно старый народ. Из каких денег будем выплачивать пенсию следующему поколению? Из конфетных фантиков? Это серьезнейшая задача. Не говоря уже о том, что у нас очень много «друзей» во всем мире, которые считают, что у нас слишком много алмазов, золота, газа и леса.
Конечно, такой большой организм, как народ, умирает постепенно, настолько постепенно, что человек как-то и не замечает. Но, то, что происходит с нашей российской семьей, что происходит из-за безбожия в отношениях между мужчиной и женщиной, в сознании, в сердце, это просто катастрофа. Главным в школе надо сделать предмет «Семья», потому что молодой человек дезориентирован, дома нет папы, то, что льется на народ из главного воспитателя, телевизора, можно назвать только антивоспитанием, оно оказывает совершенно деструктивное воздействие. И в результате что? Брошенные дети, женское воспитание и образование. Если посмотреть, что происходит внутри наших школ и внутри семьи, ― народ находится в катастрофическом состоянии, как зверь в клетке, который перестает размножаться. Вымирает, как амурский тигр. Нас, как жителей земли русской, это должно если не волновать, то хотя бы интересовать? По всему видно, что нет».
«Надежда, ― отметил священник, ― только на духовенство. Спасти человека может только Церковь. А Церковь, особенно ее учащая часть, начнет об этом говорить тем, кто хочет слушать, кто приходит и хочет венчаться.
Всем рассказываю случай, который произошел в этом году. Подходит ко мне пара, говорят, хотим венчаться. Я отвечаю: «Отлично, один вопрос вам можно задать?» ― «Можно». ― «Что такое невеста?» Ни она, ни он не смогли сказать. «Пойдите, узнайте, что такое невеста, а потом приходите и поговорим». Пока не пришли. Интересно, русский человек не знает, что такое невеста. Но по каким-то соображениям он венчаться хочет. Я уж не спрашиваю, что такое венчаться, спаси и сохрани. Это, наверное, не всякий диакон расскажет.
Нам нужно этим озаботиться и нужно это изменить. И вот это изменение отношения и понимания, что такое семья, что такое жизнь, в чем ее смысл, в чем ее радость, оно эту радость даст. Тогда, может быть, мы не будем такими унылыми и будем заниматься не только отделкой собственной квартиры, а вообще и всей Земли, которую нам Господь дал за труды и молитвы наших предков».
По материалам Оренбургской епархии и Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства
Патриархия.ru