30 июля 2014 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Иоанна (Рощина), клирика Никольского собора г. Нью-Йорка, во епископа Наро-Фоминского, викария Московской епархии. При наречении архимандрит Иоанн обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом.
Ваше Святейшество, глубокочтимый Святейший Владыка и милостивый отец!
Богомудрые архипастыри!
Ныне предстоя перед Вами и богомудрыми архипастырями в священном трепете, не смея глаз своих возвести на небо (ср. Лк. 18:13), размышляю о неизглаголанных путях Божия Промысла в моей жизни.
Господь судил мне принадлежать к поколению, у которого правители, ослепленные богом века сего (ср. 2 Кор. 4:4),силились отнять Истину. И сегодня в моей памяти еще живы дни, когда могло казаться, что замысел их готов был осуществиться. Но тем более чудесными были эти дни, что именно тогда в бесчисленном множестве человеческих душ неведомым и непостижимым образом засияла жажда Божией правды. Благодарю Господа моего, что и мою душу Он причислил к этому множеству.
Семя Божией благодати, заботливой десницей Христовой вложенное в мое сердце в Таинстве Крещения, не могло остаться бессильным. С юношеской ревностью я устремился к служению Богу и Его Церкви. Священные стены Псково-Печерской обители стали для меня первой школой духовной жизни — там я соприкоснулся с живым и непрерывным опытом подвижнической жизни людей, пронесших через годы гонений и испытаний верность Христу и Его Церкви, дух подлинного христианского братства и нелицемерной любви к ближним и дальним, друзьям и недругам.
Добрым советом и благословением иноков Псково-Печерской обители я был направлен под сень большой келлии преподобного Сергия Радонежского и стал воспитанником Московских духовных школ. Годы обучения стали для меня и многих моих собратьев поистине уникальным временем — сама возможность жить образом монастыря, в дружеском кругу единомышленников, вместе размышлять о самом важном в человеческой жизни без преувеличения может быть названа счастьем. Тогда я много думал о том, как на исторических путях Церкви соединялось временное и вечное, сиюминутное и непреходящее. В те годы, называемые сегодня «лихими девяностыми», такие размышления были весьма актуальны для практической церковной жизни. Как быть христианином в новых условиях? Как христианину не погрешить против истины и оставаться современным и убедительным собеседником, не поступившись при этом ни единой крупицей многоценного церковного наследия прошлых веков? И сегодня эти вопросы сохраняют свою актуальность, а тогда они требовали нелицемерного, часто немедленного, подчас болезненного, но всегда безошибочного ответа.
Без преувеличения скажу, что Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, который Вы, Ваше Святейшество, тогда возглавляли, являлся подлинной лабораторией христианской мысли и местом напряженной практической работы ради отыскания ответов на эти вопросы, ради свидетельства миру о нашем уповании — о Христе распятом и воскресшем.
Для меня же, ставшего тогда сотрудником Отдела, работа под Вашим руководством была самой настоящей школой. Ответственность, богословская и историческая чуткость, всегдашнее благоговение перед Евангельской правдой и неизменная готовность вникать в обстоятельства времени — все это мы наблюдали в Вас, своем руководителе, и всему этому стремились учиться.
Приобретенный тогда опыт оказался востребован при несении дальнейших церковных послушаний, сначала в Отделе по взаимоотношениям Церкви и общества, а затем — в Свято-Никольском Патриаршем соборе города Нью-Йорка.
Сегодня я приношу искреннюю и сердечную благодарность всем, чьими трудами, примером и молитвой Господь наставлял меня на жизненном пути.
Особая моя благодарность — Вам, Ваше Святейшество, за отеческое внимание и доверие, за Ваши молитвы. Я благодарю своих непосредственных руководителей на разных церковных послушаниях — митрополита Волоколамского Илариона, архиепископа Егорьевского Марка, протоиерея Всеволода Чаплина, протоиерея Михаила Дудко. Искренне благодарен и моим друзьям и соработникам за их терпение и кротость.
Сыновне благодарю своих родителей, которым я обязан самой жизнью. Благодарю также моих наставников в духовных школах и всех, кто в разные годы имел попечение о моей духовной жизни.
В глубоком сознании своего недостоинства стою я перед Вами, Ваше Святейшество, и богомудрыми архипастырями. Надеюсь на ваши молитвы о даровании мне духа премудрости, духа разума, духа страха Божия (Ср. Ис. 11:2-3).
«Страшно служение наше, однако страх дан от Бога не для того, чтобы мы отчаивались или унывали, но для того, чтобы страхом спасали себя и других» (речь по рукоположении преосвященного Филофея, епископа Дмитровского, 1849 г.), — говорил святитель Московский Филарет. По его слову и я, недостойный, призываю страх Божий в помощь моему служению, но призываю также — и наипаче призываю — любовь.
Архиерея в нашей церковной традиции принято называть господином. Но что же значит сегодня быть господином в Церкви? Первенство власти? Нет, да не будет! Почет и уважение? Но не исканием ли именно таких благ занят во все времена мир? Быть господином в Церкви сегодня означает иметь первенство в ответственности, сострадании, любви, заботе о пастве, молитве, мудрой рассудительности и свидетельстве о Христе. Быть господином в Церкви означает всего себя поручить Христу и Его людям, ничего не оставляя себе. А это и есть любовь.
Прошу Вас молиться обо мне, чтобы этот высокий идеал хотя бы в малой степени отобразился в предлагаемом мне сегодня служении.
Патриархия.ru