Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий направил приветствие участникам окружного этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» 2013 года по Приволжскому федеральному округу.
Дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне по замечательному поводу — подведению итогов окружного этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» 2013 года по Приволжскому федеральному округу. Данное мероприятие призвано отметить творческие достижения педагогов и воспитателей образовательных учреждений, а также поощрить внедрение инновационных разработок в сфере образования, содействующих духовно-нравственному развитию личности.
Отрадно осознавать, что конкурс приобретает все большую популярность в педагогическом обществе. В этом году была представлена 71 работа в семи номинациях из 11 регионов Приволжского федерального округа.
Наблюдая за прохождением конкурса, мы в очередной раз убедились в многогранности и важности педагогического труда в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Заслуживает внимание, что педагоги, трудящиеся в Приволжском федеральном округе, представили свои работы во всех заявленных номинациях. Эти работы являются видимым результатом их жертвенного служения, за которым стоит многолетний педагогический и духовный опыт.
Проходящий конкурс весьма актуален в настоящее время, когда молодежь подвергается мощному негативному влиянию с разных сторон, иногда весьма неожиданных. Сейчас происходит подмена истины ложными увлечениями, которые по слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, словно «яд завертывают в красивый фантик, чтобы люди приняли это за сладкую конфету и вкусили от этого продукта, который на самом деле отравляет сознание, душу, а иногда разрушает и физическую природу человека… Как же не запутаться, как понять, что под фантиком ядовитое содержимое? Как ясно понять, куда нужно идти, что делать?».
В противостоянии ложному образу жизни значительную роль играет образовательная школа. Во многом от педагогов зависит привить ребенку духовно-нравственные качества для различения зерен от плевел, уметь правильно оценивать те или иные явления происходящие в нашем неспокойном мире. Большим подспорьем учителям в этом важном деле является предмет Основы православной культуры, о важности которого Церковь говорит по слову апостола Павла «во время и не вовремя … со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2).
Сегодня всем нам необходимо осознать, что только консолидация усилий Церкви и государства в деле образования и воспитания станет залогом успешного развития России, позволит каждому человеку и всему обществу обрести внутренний стержень, выстроить нравственную систему ценностей, необходимую для полноты жизни человека в настоящем времени и в будущей жизни.
Изучение традиций духовной культуры нашего народа в общеобразовательной школе имеет большое значение для формирования добрых нравственных качеств учащихся и воспитания ответственных и достойных граждан нашего общества. Паисий Святогорец писал: «Умный человек — это человек очистившийся, освободившийся от страстей... Действительно умен тот, кто освятил и свой ум. Если не освятится ум, то от его остроты нет никакого проку…». Без знания великой истории и духовной культуры нашего Отечества невозможно научить ребенка любить свою Родину, быть патриотом и гражданином.
Всем участникам конкурса желаю новых плодотворных идей в деле приобщения детей и молодежи к духовному и культурному наследию нашего Отечества.
С любовью о Господе
митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий,
управляющий делами Московской Патриархии