Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Патриархия

Единый учебно-методический комплект для воскресных школ. Интервью с митрополитом Ташкентским Викентием и митрополитом Хабаровским Игнатием

Версия для печати
12 сентября 2013 г. 13:28

О том, каким должен быть единый учебно-методический комплект, по которому в ближайшие годы будут вестись занятия в воскресных школах Русской Православной Церкви, рассказали митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий и митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий.

Митрополит Ташкентский Викентий

— Владыка, насколько важен этот проект для нашей Церкви, для подрастающего поколения?

— С начала развития нашей Церкви в XX веке, когда нам дано много возможностей и больше свободы развивать жизнь церковную, появилась возможность открывать воскресные школы при храмах. При этом преподаватели школ, священнослужители, не имели пособий, которыми могли руководствоваться при ведении занятий в школах. Каждый священник или помощник священника формировал свою программу, как он считал нужным. Где-то получалось хорошо, где-то плохо. Сейчас благодаря нашему Святейшему Патриарху Кириллу, который уделяет большое внимание воскресным школам, ведется разработка единого учебно-методического комплекта для того, чтобы на очень хорошей научной основе можно было преподавать те или иные вероучительные дисциплины. Не стоит забывать, что воскресные школы для нашей Церкви имеют очень большое значение. Мы сейчас, можно сказать, вышли из периода советского атеизма, когда людей отвергали от Бога, от Церкви, в те времена люди не имели возможности приобщаться православной вере. Теперь же у всех нас есть уникальный шанс — стать религиозно грамотными людьми, что и может обеспечить воскресная школа. Потому что здесь мы можем дать те знания, благодаря которым человек сумеет делать правильный выбор в жизни, иметь четкую нравственную позицию и давать объективную оценку происходящим событиям. Кроме того, в связи с новыми Стандартами для воскресных школ у педагогов воскресных школ также появляется возможность повысить свою квалификацию

— Таким образом, мы можем говорить, что благодаря создаваемому единому учебно-методическому комплекту будет возможность повысить статус религиозного образования?

— Конечно. Сейчас в епархиях отдаются большие усилия для того, чтобы не только множились приходы, но и качественно рос уровень религиозного образования. Важно, чтобы преемственность традиции, духовно-нравственным ценностям, которые были частично утеряны, вновь возродилась. И если сейчас есть такая возможность, то нужно ей воспользоваться. От того, насколько мы будем целеустремленны в этой работе, зависит будущее нашей Церкви и общества.

— Как будет решаться вопрос авторских наработок, которые успешно применяются в педагогической практике на приходах? Допускается ли использование каких-то иных учебно-методических пособий из епархий?

— Безусловно, некоторые приходы поднялись на очень хороший уровень, и они уже привыкли к этому состоянию. При этом есть хороший качественный результат. Думаю, что педагоги смогут взять много полезного, особенно это касается новых методик, но в основном будут пользоваться своим опытом. Однако, ЕУМК призван обобщить опыт всей нашей Церкви, привнеся в него современные разработки. Поэтому и проводятся Международные Рождественские образовательные чтения и различные образовательные конференции в епархиях Русской Православной Церкви — это все делается для того, чтобы можно было узнать ценный региональный опыт. Весь этот богатый материал и будет отражен в едином учебно-методическом комплекте.

Митрополит Хабаровский Игнатий

— 25 декабря 2012 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял документы, регулирующие деятельность воскресных школ. Как, по Вашему мнению, отразится данное решение на работе воскресных школ в стране и, в частности, на территории Приамурской митрополии?

— Уже давно прошло время стихийного развития воскресных школ, которое мы могли наблюдать в 90-е годы XX века. За эти годы было накоплено немало полезного и порой уникального опыта духовно-нравственного воспитания наших детей. Но случались и ошибки, и не совсем удачные примеры развития деятельности воскресных школ.

Сегодня перед воскресной школой стоит непростая задача: сориентироваться во времени, принять его вызовы и стать тем институтом, который бы помог Церкви воспитывать личность. Не вялого, пассивного, со всем согласного и безынициативного человека, а сильную личность. Чтобы наши дети могли управлять государством, организовывать производство, преподавать, сочинять, чтобы наши дети были активными, творческими единицами общества, может быть даже лидерами. Для этого современной воскресной школе необходимо измениться.

Новые стандарты, регулирующие деятельность воскресных школ, на наш взгляд учитывают тот исторический путь развития, который прошла воскресная школа в России. Немаловажным является то, что одним из принципов, заложенных в основу документов — является профессиональное отношение к делу воскресных школ и наличие четких критериев к церковным педагогам. Несомненно, что за этим должны последовать качественные изменения в деятельности воскресных школ.

— Какова была реакция директоров и педагогов воскресных школ на введение Стандартов, и проводились ли в епархиях какие-либо методические семинары или конференции на эту тему?

— В Хабаровской митрополии достаточно давно ведется работа по усовершенствованию деятельности воскресных школ. Поэтому с новыми стандартами наши педагоги были ознакомлены еще, на том этапе, когда они были проектами. Сектором по работе с воскресными школами неоднократно проводились учебно-методические семинары, на которых директора и педагоги могли обсудить волнующие их вопросы, и даже попытаться создать модели развития воскресных школ в контексте принимаемых документов. Что касается реакции педагогов на введение Стандартов то, конечно, была некоторая настороженность, боязнь утратить воскресными школами свою идентичность. Но все эти опасения рассеиваются перед задачей создать новую, адекватную запросам времени духовно-воспитательную среду, которая помогла бы современным детям сделать правильный нравственный выбор и усвоить христианские ценности. И сделать это не поверхностно, не формально, а всем своим сердцем.

— Поддерживаете ли Вы саму идею создания универсального комплекта для воскресных школ?

— Потребность в создании универсального комплекта пособий назрела уже давно, так как это дает возможность систематизировать религиозное образование в воскресных школах и ориентировать его на определенный уровень.

— Планируется, что комплект будет единым для всех воскресных школ. Какие плюсы и минусы Вы видите в этом?

— Насколько мы понимаем, комплект будет создан на основе лучших педагогических разработок в сфере духовно-нравственного воспитания. А, значит, это даст возможность пользоваться этим бесценным опытом педагогам воскресных школ даже в самых отдаленных приходах наших епархий. Большая польза от введения комплекта будет и для учеников воскресных школ, которые смогут наконец-то взять в руки хороший современный учебник по Закону Божиему. Но, конечно, необходимо учитывать, что каждая воскресная школа имеет свои особенности и ресурсы в плане педагогических кадров, контингента учащихся, материального обеспечения. Хотелось бы, чтобы и принятие Стандартов, и введение универсального комплекта допускало возможность их адаптации на местах, а также оставляло педагогам возможность для собственного творчества, чтобы была некая вариативность использования этих разработок.

Беседовал В. Матвеев

«Православное образование»/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами