Интервью епископа Искитимского и Черепановского Луки опубликовано в первом номере «Искитимского епархиального вестника».
— Ваше Преосвященство, мы рады Вас приветствовать в новой должности управляющего Искитимской епархией. Расскажите немного о себе, о своих предках.
— Родом я из Подмосковья, из города Солнечногорска. Этот небольшой городок похож на Искитим: тоже промышленный и по населению примерно соответствует. Родился в 1971 году. Крестили меня в младенчестве в день пророка Ильи (2 августа). Причем крестили тайно, отец тогда был еще коммунистом. Он был за крещение, но партия не разрешала, поэтому пришлось маме и бабушке крестить меня без него.
Родители у меня из простых. Отец тоже из Подмосковья, из города Зарайска. Он родился в 1946 году, а дед мой после войны жил недолго и скоро умер. Он весь израненный был, до Берлина дошел. Образования высшего отец не получил, потому что не на что было жить — надо было содержать семью. Тяжело было. Он окончил школу и потом работал фрезеровщиком почти всю свою жизнь.
Мама — уроженка города Солнечногорска. Она медсестра, проработала практически до пенсии в родном городе. У меня есть младший брат. Он иеромонах в монастыре в Козихе Новосибирской области. Разница у нас большая — десять лет.
Если брать глубже, то род у нас крестьянский, жили на Смоленской земле. У деда по материнской линии было много земли, он даже был раскулачен, отправлен в Сибирь, где около 11 лет провел в лагерях…
— А почему Вы выбрали путь священнослужения? С детства мечтали стать монахом?
— Это долгая история. В детстве, как только я себя помню, бабушка Анастасия водила меня в храм. В советское время в городе было два храма: Никольский в центре и на окраине — храм Всемилостивейшего Спаса — рядом, где я жил. Этот храм довольно-таки древний, XVIII век, памятник архитектуры. С трех-четырех лет бабушка часто водила на Причастие. С семилетнего возраста и первая исповедь была. Помню свои детские впечатления от храма: я не понимал, где нахожусь — на небе или на земле… Было просто хорошо.
Мне бабушка в детстве рассказывала евангельские истории и читала жития святых. Особенно запомнилась старинная книга про Севастийских мучеников. Бабушка говорила: смотри никому не рассказывай, а то тут же отнимут. Узнал про этих мучеников, спрашиваю: «Бабушка, смотри, как интересно получается, вот уже все сорок венцов готовы для мучеников, а один не выдержал и убежал. Что он не видел венцов?» «Ну, видимо, не видел», — отвечала она. То есть душу уже тогда так затронуло. С детства были такие размышления о святых.
Это было до школы, ходил в храм, пока не стал пионером. Там внушили, что в храм, ходить не надо. К сожалению, я послушался учителей, которые были сами себе не хозяева. Каждый все равно тайно верил в Бога, но боялись властям показать свою веру.
Жизнь обыкновенно проходила: пионеры, комсомольцы. После школы я пытался поступить в МФТИ, вуз серьезный, и довольно сложно туда поступить. Мне не удалось, хотя я в хорошей школе учился. Даже, может, это к лучшему.
Я хотел служить в армии. Считаю, если есть возможность, здоровье, силы — надо Родине послужить. Призвали в армию в 1989 году в Эстонию, был сухопутным пограничником. Только в армии я начал задумываться: есть ли Бог или нет, почему это скрывают? И попало в руки Евангелие, вроде как кто-то мне подложил. А ведь застава пограничная, относится к органам Госбезопасности, можно сказать, идеологическая диверсия. Кто положил, до сих пор не знаю. Всю ночь читал. После вопросы: зачем скрывали? Что здесь плохого? С этого момента началось воцерковление.
Когда из армии пришел, первым делом пошел в храм Божий. Купил себе Евангелие, мама подарила Закон Божий. И я начал читать, познавать Бога. В то же время я поступил в Московский институт электронной техники. Хорошо, что встречал верующих людей, в том числе из преподавателей. Особенно запомнилась по математическому анализу Людмила Васильевна. Она иногда читала лекцию и добавляла: «А вы знаете, сегодня Покров Божией Матери» — и пять минут информации. Мне это было интересно, потом я стал больше спрашивать, в храм стал чаще приходить, и зародилась мысль стать монахом. Я хотел быть не столько священником, сколько монахом. Это желание запало в душу, когда был пономарем. А был я пономарем, чтецом, завхозом.
Самому решиться на такой шаг трудно, нужно было руководство опытных отцов-наставников. Я спрашивал у своего духовника, писал письма в Почаевскую лавру и в Троице-Сергиеву лавру ездил. Мне было благословение сначала учиться и потом уже думать: жениться или становиться монахом. Я решил вначале светское образование закончить. Диплом защитил, и было желание уйти в монастырь. Но меня благословили не просто в монастырь, а учиться. И постепенно созрело желание быть не только монахом, но и священником. Видите, это долгий процесс.
— Владыка, а были ли особые личные встречи, повлиявшие на Вас, на ваш выбор стать священником и монахом? Чья духовная помощь повлияла на Ваше становление как монаха и епископа?
— Первый человек, который сильно повлиял, — это отец Иоанн Пташинский, настоятель Никольского храма в Солнечногорске. Очень благочестивая семья, большой молитвенник. Когда он совершал богослужения, на «Святый Боже...» просто слезы текли градом. Когда выходил на проповедь — говорил просто, но от сердца. Храм всегда был полон. Под его руководством я духовно возрастал. Личный пример помогает человеку выбрать путь жизни. Одно дело книжки, а другое — когда видишь людей крепкой, деятельной веры.
Второй пример — архимандрит Василий. Он был настоятелем храма Всемилостивого Спаса в Солнечногорске. У него подвиг был — помогать людям после зоны. Отец Василий вытаскивал людей, которые уже сами на себя рукой махнули. У него был полон храм такими бывшими, которые поменяли свою жизнь и стали полноценными членами общества. Я от него много почерпнул. Его проповеди, его жизнь…
Потом, когда приехал в Сибирь, узнал, что здесь открывается новый монастырь. Вначале монастырь был в селе Малоирменка, через год перевели в село Козиха. Там, конечно, повлиял больше всего отец Артемий, ныне епископ Петропавловский и Камчатский. Он воспитал меня как монаха, воспитал как будущего наместника монастыря. Я очень много у него перенял.
Особо хочу отметить роль митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, который наставлял меня как наместника монастыря и духовно руководил мною, содействуя в приобретении необходимого опыта по устроению церковной жизни. Это люди, повлиявшие на мое духовное становление больше всего.
— Владыка, скажите, что оказалось самым трудным для Вас и самым радостным после наречения в епископы? Это было долгожданным известием или неожиданным?
— Когда владыка Тихон предложил мне быть епископом, это было очень неожиданно. Я даже не мог подумать, что такое может произойти. Сильно переживал, и для меня трудно было дать первый ответ. У меня были мысли отказаться. Но потом посоветовался с духовными людьми, с владыкой Артемием. Он сказал: «Твое дело послушание. Не нужно что-то придумывать».
А самое радостное было, когда рукоположили. Встал от престола, когда Евангелие открывается над головой поставляемого, у меня было ощущение, что я восстал ото сна. Спал и вдруг проснулся. И все новое. Даже словами не пересказать… Было желание оставаться в скиту и только молиться. Я так и сделал и весь первый день там оставался, чтобы благодать подольше сохранить в сердце своем. Ничего другого не хотелось. Если бы Господь меня взял в тот момент, я был бы самым счастливым. Было ощущение, что Господь рядом.
— Вам пришлось заниматься самыми разными вопросам: хозяйственными, преподавательскими, приходскими... Вы по-прежнему будете совмещать множество занятий? Будут ли у Вас какие-то помощники?
— Конечно, придется это все совмещать. Потому, что епископ отвечает за жизнь епархии. Приходится заниматься духовными вопросами и хозяйственными. Я думаю, что и в семинарии буду преподавать, мне это интересно. Преподавание для меня является одной из отдушин. Потому что я больше хозяйственной деятельностью занимался. Пришлось больше строить храмы, но с людьми интереснее работать, чем с кирпичами.
Помощники, конечно, есть. Прошло первое епархиальное собрание, где были назначены основные помощники, дальше будем развивать структуру нашей епархии.
— Что это за помощники? И какова структура?
— Во-первых, сформирован епархиальный совет. Секретарем епархии назначен отец Кирилл Портнягин. Вся епархия разделена на два благочиния — северное и южное. Южное возглавляет отец Игорь Затолокин, северное — отец Олег Половников. Назначены руководители некоторых епархиальных отделов. Социальный отдел — иерей Артемий Шумбасов; образовательный — игумен Кирилл (Скакальский), наместник монастыря Всех святых, в земле Сибирской просиявших; священник Даниил Шумбасов возглавит молодежный отдел; пресс-службу и информационную работу — священник Игорь Затолокин.
— Скажите, что для Вас будет главным в служении епископа?
— Главное — это спасение душ. Душа каждого человека больше всего мира. Прежде всего, надо заниматься людьми, духовной работой. Это и проповедь, и исповедь, это и окормление…
Чтобы никто не погиб, но все спаслись. «Ищите, прежде всего, Царствия Небесного, все остальное приложится вам» (Мф. 6:33) — это главное, я думаю. Если главным будем заниматься, то и во второстепенном Господь поможет все совершить.
— Церковь вышла на этап преобразований. Появились новые епархии. Вот Искитимская епархия появилась. А изменилось что-то, по сути?
— Я думаю, что изменилось. Епископ стал ближе к священникам, к пастве своей. Появилась возможность чаще посещать приходы, помогать. Владыка Тихон был один на всю огромную и по численности, и по территории епархию. Даже теперь, когда поделили на четыре части, каждая из этих частей больше, чем многие из областей в Центральной России.
— Что из себя сейчас представляет Искитимская епархия?
— Епархия в границах семи районов Новосибирской области: Болотнинского, Искитимского, Маслянинского, Мошковского, Сузунского, Тогучинского и Черепановского районов. Около 370 тысяч населения, довольно большая епархия. Храмов около 50, но священников все равно не хватает.
— Владыка, как Вам кажется, в каком направлении необходимо работать в епархии в первую очередь? Какие основные пути развития епархиальной жизни Вы видите в будущем?
— В первую очередь это работа с молодежью, с детьми. Воскресные школы для детей младшего и среднего возраста должны быть при каждом приходе. Причем не формально, нужно привлекать активных мирян, сплачивать прихожан. Нужно привлекать молодежь, создавать клубы по интересам: патриотические, военно-спортивные и другие. Если мы не будем работать с молодежью, у нас нет будущего. Тем более что молодежь у нас хорошая и ищет Бога. Важно донести до них слово Христа.
Второе направление социальное. Многие потеряли работу. Некоторые заканчивают жизнь самоубийством, такого не должно происходить. Нужно таким людям помочь, если материально не можем, то хотя бы словом поддержать и утешить. Наставить на путь истинный. Многие люди видят в Церкви последнее свое пристанище. Поэтому мы действительно должны помогать таким людям найти себя. И уже делаются шаги в этом направлении. Есть сестричество в Искитиме. У нас отец Артемий занимается этими вопросами, и надо усиливать эту структуру, помощников давать.
Также нужно заниматься образованием. Я думаю, можно устроить богословские курсы. Возможно, в будущем это предстоит.
— Для того чтобы искать какие-то кадры священнослужителей?
— И кадры, и чтобы люди становились более образованными. Мало кто из прихожан знает не только глубины богословия, но даже азы веры.
— А есть ли планы строительства новых храмов?
— Я думаю, что вначале надо создавать православные общины. Составить список всех населенных пунктов, где живет более тысячи человек и посмотреть, где нет храма. И если нет храма и общины, то ее создавать. Но каким способом? Укреплять сначала центральные храмы и уже из них совершать миссионерские поездки в эти села. Можно договориться, найти помещения, где провести крещения, исповедь. И постепенно организовывать там общину. А далее искать священника для конкретной общины.
— Вы планируете из местных искать кадры?
— Думаю, да, из местных. Потому что если привлекать из Москвы, из центра, то они стараются туда и уехать. И даже Патриарх говорит в своих речах, чтобы мы старались опираться на местные кадры. Это их родина, они здесь останутся.
— Владыка, а на территории епархии есть монастыри? Есть перспективы развития монашеской жизни?
— Два монастыря у нас есть. Покровский мужской монастырь, где я был наместником более полутора лет. Есть еще в Черепаново мужской монастырь. Будем укреплять то, что есть, а в перспективе… многие задают вопрос, будет ли женский монастырь. В будущем, если Господь благословит, то будет. Есть желающие, пускай немного.
Искитимская епархия/Патриархия.ru