В интервью сайту Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Казахстане епископ Костанайский и Рудненский Анатолий рассказал о том, как сегодня осуществляется социальном служении в республике.
— Совсем недавно, в июле 2011 года, состоялся I Общецерковный съезд глав епархиальных отделов по социальному служению Русской Православной Церкви. Обращаясь к участникам съезда после Литургии в Марфо-Мариинской обители, Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Помните, что вы совершаете не десятое, не двадцатое дело в повестке дня Церкви, а одно из самых важных и первых дел. Самое главное, что вы должны сегодня вынести из нашей встречи, — это то, что вы на передней линии борьбы за души людей, за действенное христианство по образу христианства первенствующей Церкви».
У меня к Вам, владыка, в связи с этим несколько вопросов: почему Святейший Патриарх Кирилл уделяет социальному служению Церкви столь большое внимание? и каким Вы видите социальное служение в Вашей епархии?
— Не нужно думать, что задача социального служения возникла лишь сейчас, что это касается только современной Церкви. На самом деле социальное служение — неотъемлемое призвание Церкви Христовой во все времена. Другое дело, что мы долгое время пожинали плоды того наследства, которые достались нам с советских времен, когда Церковь не была свободна от тех ограничений, которые налагала на нее безбожная власть. Это касалось, в первую очередь, социального служения.
Когда времена изменились к лучшему, и Церковь получила необходимую ей свободу, надо было вначале восстановить разоренное лихолетьем хозяйство: ведь главное в Церкви Божией — Литургия, богослужение, молитва. Без этого невозможно и все остальное. Теперь Церковь твердо стоит на ногах, и назрела необходимость восстанавливать то служение, которое заповедано нам Самим Христом: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). И речь шла о том, чтобы накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить больного и того, кто в темнице, т.е. о том, что мы сейчас называем социальным служением или церковной благотворительностью. Поэтому Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл именно сейчас, когда осуществляется реорганизация всей структуры Московского Патриархата, обратил столь пристальное внимание всех чад церковных от архиереев до мирян к вопросу социального служения.
Что касается второго вопроса, то коль скоро Костанайская епархия является составной частью Митрополичьего округа в Республике Казахстан, то и все задачи и поставленные вопросы, которые она решает, неразрывно связаны со служением Русской Православной Церкви, со Вселенским Православием. Важнейшим в жизни Церкви, как я уже сказал, является богослужение, продолжением которого есть социальная деятельность, т.е. служение вне храма. Я считаю, что большое значение имеет участие Церкви в жизни каждого человека. Это будет возможно при условии создания культурного центра вокруг каждого храма, включая все виды уставной законной деятельности. Помимо необходимых богослужений и треб очень важно создать условия их доступности. При храмах обязательны временные пункты питания и отдыха для старшего возраста, комнаты матери и ребенка, медицинская помощь и детские площадки, обязательное наличие раздевалок и туалетов, зоны отдыха вокруг храма с размещением скамеек и беседок. Для людей с ограниченными возможностями необходимо создавать условия, как в храме, так и по месту проживания. Храм должен быть оборудован местом стоянки автомобиля, для инвалида — пандусом, поручи в храме и возможность преодоления порогов внутри, иконы и подсвечники располагать на удобной высоте и в местах доступных.
Особенное внимание необходимо уделять слепым и слабовидящим, глухонемым! Мы, священнослужители, обязаны помнить об этом постоянно! Тысячи и тысячи людей ждут внимания и общения. При каждом храме организованная социальная служба должна вести ежедневную работу в виде переписки, организации автотранспорта по перемещению инвалидов и доставки им продуктов и медикаментов. Желательны организованные специальные службы для слепых и глухих с обеспечением мониторами и сурдопереводом, рельефных икон для слепых и видеозаписей для глухих.
При решении этих задач необходимо использовать опыт казахстанских мусульман, которые в проекты строительства мечетей включают социальные объекты, чем в значительной степени облегчают работу с верующими.
На сегодняшний день остро стоит вопрос о занятости людей предпенсионного и пенсионного возраста. Социальным службам епархии предписано организовывать условия для привлечения их к церковноприходской жизни: уборка храма, охрана, работы на кухне, в пошивочной, обслуживание праздников. Исходя из материальных возможностей храма за оказанные услуги передавать этим людям все, что было пожертвовано прихожанами: продукты, одежду, обувь.
Молодое поколение при храмах желательно привлекать к совершению богослужений в качестве пономарей, охранников, разнорабочих, социальных работников, штатных сотрудников. Для этого рекомендовано создавать платные автостоянки для приезжающих прихожан, автомойки, автомастерские, столовые, гостиницы, мастерские церковного назначения, паломнические службы.
— Вы говорили о том, что в некоторых вопросах социального служения необходимо использовать опыт казахстанских мусульман. Не будет ли в этом отношении критики, что мы строим свои социальные объекты с оглядкой на инославных.
— Благотворительность и социальное служение — это те области, в которых нам меньше всего надо бояться критики. Необходимо не только перенимать передовой опыт, но и по мере возможности участвовать в совместных социальных программах с теми же представителями суннитского ислама, которые составляют в Казахстане большинство населения.
— А что уже сделано в области социального служения в Вашей епархии?
— Социальное служение епархии на сегодняшний день находится в начальной стадии. По объективным и субъективным причинам медленно начались работы по устройству храмовых пандусов, организации храмового чаепития после богослужения, корректировка проектов строящихся зданий.
В течение прошедшего 2011 года проводился ремонт обветшавшей крыши деревянного Константино-Еленинского храма с последующей комплектацией его всем необходимым для совершения богослужений слепым, глухонемым и колясочникам. Сделаны первые шаги по налаживанию контактов с обществами инвалидов города Костаная и области.
Разрабатываются маршруты поездок на богомолье различных групп по возрасту, трудоспособности и интересам в Казахстане и в странах ближнего зарубежья. Перенимается опыт устроенных епархий по созданию монастырей, братств и различных социальных отделов.
— Ваша епархия граничит не только с казахстанскими епархиями, но и непосредственно с российскими. Есть какие-то совместные проекты с российскими православными организациями в плане социального служения?
— Да, конечно. Возлагаются надежды на полезное сотрудничество с АНО «Божедомье», которое создано в России десять лет назад в окрестностях города Переславль-Залесский. Этот город является родиной святого благоверного князя Александра Невского, который передал свой княжеский дворец инвалидам, по сути, став основателем на Руси милосердного служения убогим людям. Летом 2011 года состоялась первая учебно-ознакомительная поездка юношей епархии по монастырям и храмам центральной России.
Посещение «Божедомья» стало одним из уроков, научающим внимательному отношению к тем, кто очень ждет христианского внимания от Церкви. Дети познакомились с инвалидами и их занятиями. Увидели, как не способный ходить мужчина, передвигаясь с помощью рук, изготавливает купола на храм, церковные предметы, иконостас. Старушки, имеющие инвалидность, обращаются с просьбой: «Владыка, возьмите нас в "Божедомье" потрудиться, а то мы начали сильно болеть». Собрав насколько человек в микроавтобус, доставляем их в благодатное место, где одинокие люди находят своеобразную семью для жизни и общения, участвуют в богослужении, усердно выпевая слова богослужебных текстов. После службы вкушают общую вкуснейшую немудрящую трапезу, идут в огород и, уткнувшись в грядки, стройно поют знакомые песнопения.
Надеемся и в дальнейшем развивать совместную деятельность с российскими благотворительными обществами, а также православными братствами и сестричествами.
— Что бы Вы пожелали православной молодежи на поприще социального служения?
— Нужно помнить, что социальное служение, облеченное в любовь, является плодом молитв и постов, званием христианина и достоинством настоящего человека, то, к чему мы все призваны Господом. Побольше духовного горения, дорогие мои! Не забывайте слова Святейшего Патриарха Кирилла: «вы совершаете не десятое, не двадцатое дело в повестке дня Церкви, а одно из самых важных и первых дел». Помогая ближним, вы помогаете собственной душе обрести мир с Богом, благодать и, в конечном счете, спасение. Да благословит вас Господь на труды благие и богоугодные!
Беседовал иерей Евгений Мельник