3 февраля 2012 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Иакова (Тисленко) во епископа Нарьян-Марского и Мезенского.
При наречении архимандрит Иаков обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом.
Ваше Святейшество! Святейший Владыко и милостивый отец! Богомудрые святители Божии!
Благословением Святейшего Патриарха и священного сонма архиерейского совершается ныне наречение моего смирения на епископское служение, — дабы возмог я приклонить рамена свои под благое иго Христово и восприять высочайший и ответственейший жребий архипастырской благодати.
Ваше Святейшество! Святители Христовы!
Приношу пред вашей святыней свою жизнь на всецелое и жертвенное посвящение Пастыреначальнику и Спасителю мира Христу. Знаю свою немощь. Знаю, что невозможно человеку самому понести сей крест, если только не Господь дарует крепость и силы. Но в уповании на Его помощь, Его милосердие и Его любовь дерзаю вступить на стезю епископского служения, ибо благоволение и молитвы Первоиерарха Церкви Русской, молитвы священного собора архипастырей вдохновляют меня и тайноводствуют к приятию сугубой благодати апостольского преемства. Блаженный Августин наименовал Творца «Самым Далеким — и Самым Близким». Самый Далекий — для тварных; Самый Близкий — для возлюбивших Его всем сердцем и всею душею, и всею крепостию, и всем помышлением своим. Самый Близкий — ибо объял человеческий род Своею любовью, будучи Сам Любовь, простершаяся на воплощение и Крест — «нас ради человек и нашего ради спасения».
Ваше Святейшество! Святители, украшенные мудростию, нисходящей свыше (Иак. 3:15), человеколюбивыми делами благостыни, чистой любовью сораспятия Христу! Избранием своим ввергаете меня ныне в горнило неизъяснимой, всесовершенной, не иссякающей никогда и не умаляемой ничем Божественной любви — и требуете от меня, грешного и немощного, стать и быть светильником того Огня и того Света, который попаляет все нечистое и просвещает всех, приводя к познанию Истины. Изволением Священноначалия Церкви Русской должно приять сей священный дар и мне.
Благоговею пред милостью Промыслителя всяческих, исторгнувшего меня из кипящего душепагубными страстями мира, лежащего во зле (1 Ин. 5:19). Исполняюсь глубочайшей благодарностью к тем, кто стал для меня путевождями по обетованной земле христианской жизни; кто открыл мне неисчерпаемую сокровищницу святоотеческой мудрости. Любовь к слову — как благословенное наследие материнского любящего сердца — привела меня в юности к стяжанию познаний о словесном; затем к подножию величественного строения Церкви Христовой, вход в которую открывается любовью к Божественному Слову. Им, Зиждительным Словом, Отец Небесный сотворил всё. Его, Слово Отчее, послал в мир — и «Слово плоть бысть» (Ин. 1:14), и Ипостасным Словом освятил землю человеческих сердец. Ныне соделывают меня молитвы святительские служителем Единородного Сына и Слова Божия, возводя на преимущественную высоту архипастырского креста.
Древность сохранила память о том, как чтущие Единого Истинного Бога, собрав сребро и злато египетской мудрости, употребили его на служение Творцу (Исх. 3:22). Великие святители Церкви Христовой, усовершившись в науках, принесли обретенное умными трудами на алтарь Триипостасного Божества. Подобно сему вел меня многогрешного Господь и дал мне, юному искателю преходящих истин, вкусить любви Христовой и привлек к Себе.
Преискренне благодарю святителя Даниила: во дни моего студенчества в большой келье преподобного аввы Сергия он простер надо мной покров помощи и иноческих молитв. Этот покров не отъят и поныне. Господь благоволил мне первые годы монашеского искуса провести в послушании приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II и зреть сокровенный для внешних самоотверженный подвиг «право правящего слово истины». Время преподавания в Московских духовных школах стало продолжением собирания духовных сокровищ и раздаяния их искателям Божественной мудрости. Смиренно и с любовью благодарю единомудренную, украшенную добродетелями мироотречного жительствования братию обители Сергиевой, из коей и Преосвященного Даниила извел Пастыреначальник Христос на высокое претрудное поприще. И сердце мое исполняется радости о том, что не отринута была лепта моих малых трудов в его великом делании возрождения церковной жизни в самой дальней, островной епархии Российской Церкви, ее дальневосточного форпоста — Сахалина и Курил.
Благоволением святителя Даниила, благословением святейшего архипастыря и отца Господь ведет меня ныне к другим берегам — Русского Севера, омываемым холодными водами Ледовитого океана, который первопроходцы некогда наименовали Святым морем. Законоустановление глубокой древности предписывало жертвеннику скинии быть на северной стороне (Исх. 26:20). Сим Писание знаменовало священное бесстрастие Божества. В пределах самой северной епархии Русской Церкви, где предназначено мне нести крест архипастырства, есть архипелаг, который на всех древних картах мореплавателей именуется Новой Землей. Русские первопроходцы так назвали эти острова по слову апостола и тайнозрителя Иоанна Богослова — «Новая Земля» (Откр. 21:1): свободная от страстей падшего человеческого естества, досягающая белоснежными горными вершинами небес, сиянием своим рассеивающих мрак арктических ночей. Вижу в сем действие промысла и указание моего пути — трудного, возводящего горе, к Новой Земле под Новыми Небесами, где «всяческая и во всем — Христос» (Кол. 3:11).
Некогда преподобный Сергий посылал своих учеников устроять святые обители. Их молитвами и трудами созидалась Северная Фиваида — множество монастырей и скитов, ставших подлинными училищами благочестия, книжной мудрости и просвещения. Делание по заветам Игумена земли Русской совершается и поныне, это служение Богу и Отечеству становится днесь и моим жребием. От сердца Святой Руси, от священной раки, где покоятся мощи аввы Сергия и где горит неугасимым светом лампада веры и молитв православного народа великой России, предстоит мне отправиться на Север, «даже до последних земли» (Мих. 5:4; Деян. 1:8) — туда, где стоит на Земле Франца-Иосифа самый северный в мире храм, посвященный покровителю русских первопроходцев — и покровителю моему, ибо в день памяти святителя Николая произнес я иноческие обеты.
Нынешнее время не менее трудно, чем времена первого благовестия на Русском Севере, просторах Сибири, островах Дальнего Востока. Буря богоборчества на долгую тягостную седмину десятилетий погрузила Россию во тьму, с которой не сравнится никакой мрак полярной ночи. Но «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6:7). Настали дни исполнения пророчеств: Господь воззывает прошедшее (Екк. 3:15). Нужны только апостольская, пламенная, серафимова ревность о деле Божием и великая любовь к пастве, ждущей делателей нивы Христовой, — подобно тому, как жаждет земля, томимая долгим бездождием, небесной влаги. Нужно только быть верным призванию и дару Христа.
Молю вашу святыню: приемля мое смирение в освященный сонм святителей Божиих, примите ныне сие исповедание, и укрепите меня своими молитвами, и управьте на многотрудное делание архипастырского окормления душ человеческих ко спасению.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси