3 декабря 2011 года в Патриарших покоях Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Максимилиана (Клюева) во епископа Братского и Усть-Илимского.
При наречении архимандрит Максимилиан обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом.
Ваше Святейшество, Святейший Владыко и Отец! Богомудрые архипастыри Русской Православной Церкви!
С чувством глубокого духовного трепета и смущения воспринимаю определение Вашего Святейшества и Священного Синода Русской Православной Церкви, призывающее мое смирение к высокому служению епископа Братского и Усть-Илимского.
Всецело предаваясь послушанию промыслу Божию, без которого не происходит ничего в мире, и вашей благой воле, я отчетливо осознаю свое несовершенство и недостоинство и то, что отнюдь не по заслугам и дарованиям призываюсь к епископскому служению. Понимаю, что епископ должен быть «всем для всех», «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим.4:12), а главное — архипастырем и молитвенником, имеющим дерзновение предстоять пред Богом и за себя, и за людей, вверенных и доверившихся ему.
Та земля, куда я буду направлен, мне родная. Она славится своими красотами и просторами, но более она славна своими людьми — сильными духом и верными своим отеческим корням. Святители Иннокентий и Софроний Иркутские, потрудившиеся в Сибири при устроении бескрайней Иркутской епархии, заложили крепкий фундамент духовной жизни апостольскими трудами, молитвами и подвигами, освятили просторы востока России и создали залог преуспеяния Православия здесь на многие века. Не менее яркий пример подвижничества явил святитель Иннокентий (Вениаминов), уроженец нашей земли, всю жизнь посвятивший апостольской проповеди Евангелия языческим северным народам. Мне как наследнику трудов сибирских святителей с надеждой следует уповать на их молитвенную помощь и добрый пример «душу свою полагающих за овцы» (Ин. 10:11).
Огромные расстояния, непроходимые леса и суровые морозы — не главные проблемы Сибири. Гораздо пагубнее сейчас духовное состояние людей, их разобщенность, оскудение любви, нетрезвость, влияние ложных религиозных учений, ощущение отсутствия подлинного смысла жизни. Создание новой Братской епархии, верю, придаст животворящий импульс к сплочению людей вокруг Церкви, к созиданию новых храмов и молитвенных собраний, к духовному просвещению и совершенствованию. И место епископа в данном процессе очевидно — «немощи немощных носить, а не себе угождать» (Рим. 15:1). Уповаю в предстоящем мне служении на милость Божию и на всеукрепляющую силу Господа нашего Иисуса Христа, на то, что от Него — Главы Церкви — как по лозе потекут токи благодати на новую поросль — Братскую и Усть-Илимскую епархию. Надеюсь, что Господь, Своей благодатью «немощное врачующий и оскудевающее восполняющий», восполнит и мою скудость. С непреложной верой восклицаю вместе с апостолом языков: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13)!
Отозвавшись на зов Божий, в юности я пришел осознанно в храм с желанием измениться и стать угодным Богу. Я переменил образ жизни, стал христианином. Моя жизнь обрела определенный смысл, стройность и радость. Размышляя о своем будущем, я возжелал трудиться во славу Святой Церкви, куда бы Господь меня ни направил, невзирая на трудности. Будучи призванным к служению церковному архиепископом Иркутским и Ангарским Вадимом, все последующие годы я находился под чутким вниманием и руководством этого мудрого и доброго архипастыря, и вот теперь через его представление благодарно и трепетно ожидаю служения апостольского. Сердечно благодарю своих добрых родителей, воспитавших меня в любви к Отечеству, в желании правды и справедливости, благодарю духовного отца, чутко руководящего меня в «плавании по морю житейскому», благодарю и всех близких людей, послуживших моему воспитанию и духовному становлению.
Ваше Святейшество! Сыновне прошу Вашего благословения, богомудрого Первосвятительского водительства и молитв обо мне грешном. Со своей стороны всецело смиренно предаюсь послушанию Вашему Святейшеству, и служение свое вижу лишь в единении со всей полнотой Русской Православной Церкви.
Осознаю свою худость перед величием архиерейского служения, но надеюсь на благодать Божию и «силу Божию, в немощи совершающуюся» (2 Кор. 12:9). Как согласно сегодня мое сердце с воздыханием ко Господу старца Петра (Серегина): «О чудный, святый, милосердный Владыко! Дерзаю возопить к Тебе: Сам Ты избрал меня, непотребного, Сам Ты человеколюбно не воспомянул беззаконий моих — Ты же Сам соверши и служение мое сие…»
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси