3 декабря 2011 года в Патриарших покоях Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Николая (Погребняка) во епископа Балашихинского, викария Московской епархии.
При наречении архимандрит Николай обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом.
Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, богомудрые архипастыри
Промыслом Божиим и изволением Великого Господина и отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода призван я, недостойный, к высокому служению в сане архиерейском. В трепете предстою пред вами, святители Христовы, памятуя слова Спасителя к апостолам: Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод (Ин. 15:16), в трепете, как и каждый, призываемый к служению епископскому, — ведь в личной Пятидесятнице столь реально и ощутимо действие «Духа Живого и зиждущего».
Но не только высота превышающего меру сил человеческих служения архиерейского повергает меня в смущение. На это служение заступаю человеком немолодым — и ощущаю себя работником, пришедшим трудиться в винограднике Христовом в единадесятый час, и получающего наравне с перенесшими тягость дня и зной (Мф. 20:9, 12).
Долог и тернист был мой путь к Богу, который мысленно я обозреваю в преддверии дня своей Пятидесятницы.
Я родился в потомственной семье врачей — семье «расцерковленной», каких в нашей стране были миллионы, — и в детстве не сподобился Святого Крещения. Но, постоянно видя перед собой примеры жертвенного служения больным, без которого немыслима профессия врача, я проникался с детства желанием приносить утешение страждущим. Годы поиска своего места в жизни привели меня в церковную ограду. Взрослым, имеющим семью человеком, принял я Святое Крещение, и вскоре передо мной встал выбор: оставаться на светской работе со всеми ее соблазнами или Богови работать (Лк. 16:13). Выбор был сделан — я смог быть полезен там, где ранее помогал внештатно — в редакции «Журнала Московской Патриархии».
Хочу сказать о тех маяках, о тех прекрасных людях, которые встречались мне на жизненном пути, благодаря которым пришел я в Церковь. Во встречах с ними мне видятся, по выражению святого равноапостольного Николая Японского, «многие действия и пути благодати Божией, как отражения светила в каплях воды» (Дневники, т. 3, стр. 134).
Это Мария Николаевна Соколова — монахиня Иулиания, основатель и руководитель иконописного класса в Московских духовных школах. Именно от нее услышал я совет о поступлении в семинарию.
Это архимандрит Иоанн (Крестьянкин), к которому привел меня Господь сразу после моего крещения. Два десятилетия общения с этим духовным наставником были для меня временем общения со святоотеческой мудростью. По его благословению пришел я работать в Издательский отдел Московского Патриархата.
Памятны и ценны для меня годы работы в редакции «Журнала Московской Патриархии» под руководством архимандрита Иннокентия (Просвирнина) и под строгим оком митрополита Питирима (Нечаева).
Но главным событием в жизни стало для меня принятие священного сана, которого в 1990 году я удостоился по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Под святительским омофором владыки проходило все мое дальнейшее служение. В нем нашел я и богомудрого наставника, и любящего отца. Именно от владыки митрополита услышал я глубоко запавшие мне в душу слова его незабвенного аввы — великого иерарха нашей Церкви митрополита Никодима (Ротова): «Ничего для себя не ищи и ни от чего не отказывайся». Памятны для меня слова владыки, которыми наставлял и утешал он меня в дни скорби. Долгая болезнь и смерть моей супруги — тот крест, который помогала мне нести святительская молитва владыки митрополита.
С радостью воспринял я от его руки и монашеский постриг.
Ныне призван я, недостойный, милостивым изволением Святейшего Патриарха и Священного Синода к высокому и ответственному служению Церкви Христовой, к служению в сане архиерейском. Осознаю, что служение епископа — это неустанный труд, требующий мудрости и полной самоотдачи, терпения и любви, ведь епископ, как гласит 39-е Правило Святых Апостолов, ответ Богу воздаст о душах вверенных ему людей Божиих. Сознавая свою человеческую немощь, я уповаю только на всемилостивую помощь Того, Кто сказал: сила Моя в немощи совершается (2 Кор. 12:9).
Ваше Святейшество! Первосвятительское благословение Ваше направляет меня на дальнейшее служение под омофором митрополита Ювеналия — викарием Московской епархии. Велико и ответственно это служение: очень высока планка того многообразного церковного служения, что совершается ныне на благословенной земле Подмосковья. Но многое предстоит еще сделать, многих привести ко Христу.
В Первосвятительском назидании, которого Вы, Ваше Святейшество, меня удостоили, прозвучали слова любимого моего послания апостола Павла к Тимофею — в этих кратких словах содержится программа будущего необъятного служения архиерейского: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2).
Ваше Святейшество! Призываемый ныне, в этот великий час жизни моей, к многотрудному архиерейскому служению, я прошу Ваших Первосвятительских молитв обо мне, грешном: много бо может молитва праведного поспешествуема (Иак. 5:16). О том, чтобы быть мне достойным светильником на свещнице архиерейского служения, чтобы постоянно возгревать мне дар Божий, который получу через рукоположение (2 Тим. 1:6), чтобы быть мне строителем тайн Божиих (свт. Афанасий Великий), содействовать умножению в этом мире любви и знания Бога, в Троице покланяемого (прп. Максим Исповедник).
Трепетно прошу Ваших святых молитв, чтобы с помощью Божией в своем архипастырском служении принести мне добрый плод и преумножить вручаемый мне ныне талант во славу Матери-Церкви. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси