4 ноября 2011 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с великим для Отечества нашего праздником Казанской иконы Божией Матери, установленным в честь победы над грозным врагом — победы, которая положила начало освобождению Руси, победы, которая ознаменовала спасение нашего Отечества.
Сегодня день победы, и только из-за сложнейших гражданских конфликтов XX века в сознании нашего народа этот день еще не укоренился под этим дивным словом «победа». Если сравнивать то, что произошло тогда, в далеком XVII веке, с тем, что произошло в веке XX, то при внимательном рассмотрении и самих событий, и значения одержанной победы можно с уверенностью сказать, что это события одного порядка и одно не важнее другого. Достаточно вспомнить, что, в отличие от Великой Отечественной войны, когда враг не сумел войти в Москву, в смутном семнадцатом веке враг вступил в Москву и воссел в Кремле. И трагедия всего народа была не только в том, что враг, оказавшись сильнее в военном отношении, сумел оккупировать столицу, но и в том, что значительная часть русского общества восприняла это как некое освобождение и была готова присягнуть врагу.
То была война, сопровождавшаяся глубочайшим внутренним разделением всего народа, и недаром она спровоцировала и гражданские конфликты, и разгул преступности. Как говорят исторические документы того времени, все дороги земли Русской были залиты кровью — и не только кровью борьбы с иноземными захватчиками, но и кровью междоусобных столкновений и разбойничьих грабежей. Страна погрузилась в хаос, сопровождавшийся историческим беспамятством и потерей национального самосознания. И то, что народ наш сумел организоваться без всякого участия какой-либо власти, движимый исключительно внутренним стремлением освободить столицу и сохранить веру, а вместе с ней и державу Российскую; стремление народа, ясно сформулированное гражданином Мининым и нашедшее великий отклик в сердцах людей; доблестный воинский труд князя Пожарского и бесценное сокровище жертв, положенных на алтарь победы народом нашим под водительством Казанской иконы Божией Матери, — и привели к освобождению.
Многие, вспоминая те давние события, говорят об освобождении Москвы как о Божием чуде. Несомненно, это было Божие чудо. Но Бог не дарует чуда, если люди не взывают к Нему о помощи, если они сами не желают участвовать в совершении этого чуда. Наши сограждане, освободившие Москву в XVII веке, горячо желали победы, они жизнь свою отдавали за эту победу, и они горячо молились Господу и Царице Небесной об избавлении земли нашей. И в ответ на эти труды, на эту доблесть, на этот подвиг, на эту горячую молитву, на это всенародное покаяние, на это стояние трехдневное пред иконой Царицы Небесной Господь приклонил милость, и воинство наше, более слабое, победило мощного и сильного завоевателя, и спасена была Россия.
Верим, что Божие чудо присутствовало и в победе в Великой Отечественной войне, ибо по всем человеческим законам враг был настолько сильнее, что невозможно было представить, как и какими силами можно защитить Москву и все Отечество. На алтарь той победы были положены миллионы человеческих жизней, но верим, что по молитвам нашей Церкви-мученицы, по молитвам мучеников и исповедников земли нашей, в ответ на величайший подвиг народа и в веке XX была дарована судьбоносная победа Отечеству нашему.
Насколько же важно всем нам понять сегодня смысл того, что произошло в начале XVII века в этот день, ставший праздником Казанской иконы Божией Матери, как и того, что произошло в 1945 году в день памяти святого великомученика и Победоносца Георгия, когда победой войска нашего завершилась Великая Отечественная война! Нужно помнить, что и одна, и другая победы были бы немыслимы без Божией помощи. И если сегодня мы хотим одерживать победы в труде, в устроении нашей национальной жизни, в развитии всех ее сторон, мы должны помнить уроки прошлого и понимать, что победа дается только тогда, когда мы труд сочетаем с молитвой и с верой.
Как, наверное, в XVII веке были многие, кто не хотел молиться за победу, так и сегодня есть и в Отечестве нашем, и вне его те, кто не хотел бы, чтобы Русская Церковь молилась за победу Руси, за ту победу, которая дарует людям мир, покой, благоденствие, счастье. Но мы будем молиться. И молитва Церкви — это молитва народа, когда народ отождествляет себя с Церковью, когда он поддерживает своими трудами и своей молитвой тот духовный подвиг, что всегда совершается в Церкви Божией во благо и спасение народа.
Празднуя великий день победы нашего народа, празднуя судьбоносный переворот в нашей истории, мы благодарим Господа и Царицу Небесную пред Ее чудотворным образом и верим, что пока сохраняется Православие на Руси, пока абсолютное большинство людей связывает себя с Православной Церковью, у нас есть духовная сила, которую мы можем обращать, сопрягая с трудами нашими, в великую победу над всеми жизненными обстоятельствами, мешающими Отечеству нашему стать мирным, благополучным, процветающим и духовно, и материально.
Пусть же Покров Пречистой Царицы Небесной — и мы просим Ее сегодня со слезами перед Ее Казанским образом — простирается над Отечеством нашим Российским, над всей святой исторической Русью, дабы в ответ на молитвы и труды людей Господь, по предстательству Матери Своей Пречистой Девы Марии, приклонил ко всем нам Свою милость. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси